Председатель правления Технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии", гендиректор "Экспертной группы "КУТРИ" Алексей Ким отметил, что композиты по сравнению с "железом" имеют более высокую прочность, долговечность и коррозионную стойкость. Наиболее перспективными материалами рассматриваются стеклопластик, углепластик, сотовые панели, кевлар, поликарбонаты горячего формирования.
При этом, по словам эксперта, существуют и системные проблемы внедрения перспективных российских КМ в конструкции вертолетов. Это малый объем выпускаемых КМ (0,5 процента от объема мирового рынка), несоответствие характеристик и качества полиакрилонитрильных волокон (ПАН-волокна) и армирующих наполнителей из него, изношенность оборудования, узкая номенклатура КМ-продукции. Кроме того, к числу проблем можно отнести низкий уровень автоматизации производственных процессов, высокую стоимость КМ.
Председатель совета директоров ГК "Рускомпозит" Сергей Фахретдинов отметил, что преимущества КМ давно оценили в авиа- и вертолетостроении. Но отечественные производители летной техники сталкиваются с дефицитом отечественных современных КМ.
- В 1980-е годы Россия занимала третье место в мире по применению композитов, - подчеркнул он. - Сейчас же по сравнению с Европой, США или Китаем объем производства КМ на душу населения в РФ в 40 раз ниже.
Эксперт отметил, что улучшить ситуацию поможет реализация подпрограммы "Композиты" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Результатом должен стать существенный рост объемов производства и потребления композитов и изделий из них в приоритетных отраслях экономики России.
- Подпрограмма работает на условиях софинансирования со стороны государства и бизнеса, причем бизнес берет на себя обязательства не только по разработке, но и по коммерциализации разработанной продукции и последующему ее внедрению в производство, - сообщил Фахретдинов.