В 1950-е годы древний город Балаклава был закрыт и засекречен. Сейчас сложно представить, что еще три десятка лет назад вся бухта была заставлена не яликами и яхтами, а субмаринами и плавучими доками.
После Великой Отечественной в Балаклаве решили разместить базу подводных лодок. В 1954-1961 годах здесь был построен суперсекретный объект 825 ГТС для их укрытия и ремонта. В скале на уровне моря прорубили сквозной канал длиной 1,5 км, входы в него закрывали мощные батопорты весом 150 тонн. Одновременно здесь могли укрыться 7 средних или 10 малых подлодок.
- Это был ответный ход на применение США ядерного оружия против Японии, - рассказывает директор военно-исторического музея фортификационных сооружений капитан I ранга Юрий Тарариев. - Было принято решение о строительстве по всему СССР гидротехнических объектов для укрытия подводных лодок от ядерного удара. В период угрозы лодки с ядерным боезапасом должны были зайти в канал, переждать падение бомбы, а затем выйти и нанести ответный удар. Сооружения рассчитывались так, чтобы выдержать три бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.
В скале, помимо укрытия для лодок и экипажей, располагались судоремонтный завод со 107-метровым сухим доком, минно-торпедная часть и топливное хранилище. Находился здесь и объект высочайшей секретности РТБ 820 - ядерный арсенал, где готовили ядерный боезаряд и снаряжали им подводные лодки. Выходя на дежурство, они заходили в канал со стороны бухты, получали запас топлива, кислорода, боезапас и выходили с другой стороны горы в открытое море. Входы в канал были замаскированы и неразличимы со спутников.
Объект 825 ГТС мог обслуживать только лодки малого и среднего водоизмещения, проектов 613 и 633. Большие лодки в канал не проходили. Рассказывают, что изначально канал проектировался более широким, но Хрущев, узнав, во сколько обходится строительство, потребовал уменьшить затраты наполовину. Когда лодки старых проектов перестали выпускать, дальнейшее использование объекта стало нецелесообразным. Он был рассекречен после 1991 года, когда Балаклаву покинули последние подводные лодки вместе с ядерным оружием.
- Такого сквозного строения под 126-метровой скалой в мире нигде больше нет, - говорит Тарариев. - Объект уникален не столько как укрытие для подлодок, сколько как инженерное строение. Здесь многое было создано впервые - двери, батопорт, подъемный мост. Все это в единичном экземпляре и больше нигде не повторялось. Сверху над нами - 8 метров бетона, в то время как на других подземных объектах толщина была метра 2-3. Восхищают и само сооружение и труд людей, которые его построили.
После передачи объекта 825 ГТС весной 2014 года в ведение Черноморского флота РФ музейные работники получили доступ к архивам, экспозиции делали заново на основе достоверных фактов. Сегодня музей рассказывает историю подводных сил Черноморского флота - с 1906 года, когда в Севастополь прибыли первые царские подлодки "Камбала" и "Лосось", до современных субмарин.
- Вместе с укрытием для подлодок строили подземный хлебокомбинат и хранилище продуктов, - рассказывает директор музея. - Все такие объекты, чтобы их нельзя было уничтожить одним махом, располагались в разных местах и соединялись под землей подземными ходами, потернами. В Севастополе под землей находится целый город. Одни только военные подземные сооружения занимают 350 тысяч кв. метров.
На вершине горы Кастрон (Крепостной), которая закрывает Балаклавскую бухту с востока, находятся руины средневековой крепости Чембало. Она была построена колонизаторами из Генуи в XIV веке и стала юго-западным форпостом их владений в Крыму. Сохранившиеся до наших дней башни крепости построены в 1460-х годах. На самой высокой точке горы стоит 20-метровая башня-донжон, ниже расположены крепостные стены и остатки оборонительных башен. Генуэзцы построили в Чембало водопровод, вода в который поступала из горного источника Кефало-Вриси. Водой из этого источника Балаклава питалась до начала XX века. В 1475 году крепость была захвачена войсками Османской империи, которые переименовали ее в Балык-Юве, что в переводе означает "рыбье гнездо", позднее это название трансформировалось в современное - Балаклава. В 1771-м Балаклаву заняли войска князя Долгорукова.
После ухода подлодок Балаклавская бухта пустовала недолго. Оказалось, она идеально подходит для создания яхтенной марины. По обоим берегам бухты сейчас оборудованы причалы для яхт, а большую часть акватории занимает сеть плавучих причалов, у которых стоят сотни лодок, яликов, катеров. С осени до весны они используются для ловли рыбы, а летом возят в море туристов.
В начале XX века Балаклава была модным курортом, здесь любили отдыхать актеры, художники, писатели. Александр Куприн, чтобы написать "Листригонов", вступил рыбацкую артель и ходил в море с балаклавскими рыбаками. Рыбалка здесь до сих пор в почете, а в рыбных ресторанчиках подают утренний улов. На набережной под крепостью Чембало сохранилось несколько особняков, построенных на рубеже XIX-XX веков, - дома городского головы Михайли, врача Педькова и дача актрисы Соколовой с флигелем. В 2008-2010 годах эти здания восстановили.
Так, спустя 100 лет Балаклава снова стала курортным городом, и дальше ее планируют развивать как центр исторического и яхтенного туризма.
На заметку
Вход в Подземный музейный комплекс по ремонту подводных лодок находится на правом берегу Балаклавской бухты по адресу: Таврическая набережная, 22. Экскурсии проходят каждый час. Билет для взрослых стоит 200 рублей, для детей и студентов - 100 рублей. В музее постоянная температура воздуха +16 С, потому будет не лишним захватить с собой теплые вещи.