На самолете
Самый удобный путь сегодня - по небу. Аэропорт Симферополя накануне сезона расширили за счет реконструкции, и этим летом он готов принимать ежедневно до 200 рейсов из 40 городов России. Минимальные цены на билеты -от 2,5 до 9,5 тыс. рублей, в зависимости от перевозчика и направления. К примеру, самый дешевый билет из Москвы стоит 4200 руб., Грозного - 5800 руб., Иркутска - 8600 руб., Омска - 5500 руб., Санкт-Петербурга - 5200 руб., Уфы, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Минвод, Перми, Тюмени, Челябинска - 4232 руб., Ростова-на-Дону - 3692 руб., Волгограда - 2730 руб., Новосибирска - 5232 руб., Оренбурга - 9340 руб., Курска - 2500 рублей. Но это если брать билет заранее или если повезет, а в реале цены часто в 3-4 раза выше.
Аэропорт Бельбек рядом с Севастополем пока принимает лишь военно-транспортные самолеты. "Пассажиры" в этом сезоне маловероятны - ни реконструкции, ни разграничения полномочий еще не было.
На автобусе - пароме - автобусе
И если раньше с нормальным ж/д сообщением воротами Крыма называли Симферополь, теперь его место заняла Керчь. Основной наземный поток транспорта идет через паромную переправу. Приоритет у пассажиров с "единым билетом" - обещают не томить в очередях, как прошлым летом.
"Единый" билет на перевозку автобусом - паромом - автобусом можно купить в кассах любого железнодорожного вокзала одновременно с оформлением билета или к ранее приобретенному билету на поезда до Краснодара и Анапы. Полный список пунктов продаж с контактной информацией - на сайте "РЖД" в разделе "Пункты продажи билетов".
Маршруты доставки пассажиров по "единому" билету:
Рейсовые автобусы проходят на паром вне очереди, и такой способ переправы считается менее затратным. Например, автобус в Краснодар, который отправляется из Симферополя каждый час, обойдется в 1200-1500 рублей. Есть еще направление в Новороссийск - 1130-1300 рублей, и Ростов-на-Дону - 1300-1500 рублей.
На машине
Попасть в Крым можно с трех точек паромных переправ:
в Керчь через порт Кавказ, расположенный рядом с поселком Ильич в Краснодарском крае,
в Керчь из порта Анапы,
в Феодосию из Новороссийска.
- Керченская переправа в этом году увеличит пропускную способность до 10 тыс. легковых автомобилей, 50 тыс. пассажиров, 1000-1200 грузовых машин в сутки, - говорит министр РФ по делам Крыма Олег Савельев.
Недавно в Крыму запустили сайт удаленной продажи билетов на паромы. Пассажиры и водители теперь могут дистанционно бронировать место и покупать билеты, что заметно сокращает очереди и скопление машин в портах.
Более подробную информацию по ценам переправы через Керченский пролив можно получить, зарегистрировавшись на сайте http://www.gosparom.ru/. Заметим лишь, что взрослый билет стоит 162 рубля, а цена переправы транспортного средства зависит от его длины - от 1190 до 5057 рублей (если автобус свыше 11 метров).
Расстояние хода парома - 4 км, процесс переправы на другой берег занимает 20 минут. Но нужно быть готовым, что во время шторма паромы временно не работают.
Для тех, кто впервые решится на прорыв в Крым на своем автомобиле, стоит сразу настроиться на серьезное путешествие - благостных картинок, как в фильме "Три плюс два", не будет. Очереди на паром, при всех декларациях властей о тщательной подготовке к сезону, так и не исчезли. Ждать погрузки придется в лучшем случае несколько часов. Уже на полуострове российский водитель почувствует разницу в качестве дорожного покрытия - дороги в Крыму плохие. И выбирать не приходится - платных дорог нет. Так что федеральные трассы, Керченская и Ялтинская, представляют собой еще лучшие образцы. Ремонт и расширение их ведется как раз сейчас. Дороги в городах убиты! Неприятное впечатление еще больше усугубят нереальные для провинции пробки - количество машин в городах даже в межсезонье возросло в разы, а автодорожная инфраструктура, по сути, не менялась с 1970-х. Автостоянок с паркоматами немного, в большинстве случаев чек с учетным временем выписывают от руки - стоимость 50-60 руб. за час, что и обеспечивает наличие свободных мест. Симферополь, Севастополь, Ялта - в этом отношении города проблематичные. И люди припарковываются "по ситуации" - эвакуаторами крымчане еще не пуганы.
А вот что за время переходного периода изменилось в лучшую сторону, так это работа сотрудников ГИБДД. Они дорожат своей работой и стали нередкими случаи, когда водителей штрафуют за попытку "откупиться" при нарушении ПДД. Сами же стражи порядка без особых причин, как раньше, например при виде украинцами российских номеров, не цепляются. На сайтах всех ведомств и горадминистраций указаны номера телефонов "горячей линии" - жалуйтесь, наказывают сейчас оперативно.
Цены на бензин А-95 - 39-40 руб./л.
А если поездом?
Железнодорожное сообщение следующих в Крым украинских поездов теперь прерывается в Новоалексеевке Херсонской области, дальше надо идти пешком через Чонгар с двумя пограничными и таможенными контролями. Как рассказывают редкие смельчаки, "незалежные" из направляющихся в Крым душу вытрясут, про изощренные издевательства уж не говорю.
Хотя существует железнодорожное сообщение по маршруту Москва - Симферополь (через ж/д станции Краснодарского края и Ростов-на-Дону и далее через все ту же Керченскую переправу). С расписанием движения поезда можно ознакомиться на сайте "РЖД" http://rzd.ru/.
Российские поезда, раньше ходившие в Крым через территорию Украины, отменены.