Российскую делегацию представляли компании из самых разных уголков страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Иваново, Набережных Челнов... Самой внушительной оказалась делегация Омской области, представившая 22 предприятия региона. Многие российские компании приехали в Беларусь впервые с четким намерением расширить рынок для своей продукции и найти новых и надежных партнеров. Впервые в работе форума принял участие Российско-Белорусский деловой совет.
Ключевой темой встречи стала промышленная интеграция в Евразийском экономическом союзе, поиск путей для взаимовыгодного сотрудничества промышленных комплексов стран - членов ЕАЭС. Выбор Минска для проведения "Евразийской недели", конечно же, не случаен. В 2015 году Беларусь председательствует в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. Программа форума была насыщена разноплановыми семинарами, презентациями, деловыми встречами. Только в рамках деловой программы прошло более 15 мероприятий, главное из которых - пленарное заседание "Промышленная интеграция в Евразийском экономическом союзе". В нем приняли участие представители Евразийской экономической комиссии во главе с Членом Коллегии (Министром) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергеем Сидорским, представители органов власти Беларуси, России, Казахстана и бизнес-сообщества. Основной темой для обсуждения стал подготовленный ЕЭК проект Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Перед началом заседания Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в России Игорь Петришенко рассказал "СОЮЗу", что Совмином Союзного государства было дано поручение министерствам промышленности России и Беларуси совместно с заинтересованными ведомствами в первом полугодии подготовить предложения для рассмотрения проведения скоординированной промышленной политики.
В свою очередь Евразийская экономическая комиссия подготовила концепцию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
- Сегодня главное, чтобы все эти направления развивались и находили воплощение на практике, - отметил Игорь Петришенко. - В условиях, когда мы начинаем формировать политику по защите наших производителей и выходу их на рынки третьих стран, ключевым моментом становится стимулирование и поддержка экспорта. Кроме того, производимый товар должен иметь комфортные условия хождения на рынках всех стран ЕАЭС. Также важно отметить, что в рамках этого форума активную роль играет бизнес-сообщество. Здесь концентрируются усилия для продвижения важнейших направлений, а это фундамент функционирования наших национальных экономик...
В свою очередь Борис Кириллов, исполнительный директор Российско-Белорусского делового совета, подтвердил, что бизнес с большим интересом изучает и обсуждает Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС:
- Сегодня в непростой экономической ситуации необходимо вырабатывать совместные решения, которые принесут пользу бизнесу всех стран, включая Россию и Беларусь.
Представляя концепцию, Сергей Сидорский отметил, что такой документ по промышленному сотрудничеству в рамках интеграционного процесса впервые разработан на евразийском пространстве. До этого не существовало целостного видения развития промышленной политики в действующих интеграционных объединениях, существовали лишь отдельные элементы. Он подчеркнул, что это стратегический документ на ближайшие пять лет, он носит системный характер и определяет Основные направления промышленного сотрудничества стран Союза. Министр ЕЭК заявил, что ключевая цель создания Основных направлений заключается в реализации потенциала взаимовыгодного сотрудничества стран ЕАЭС для совместного противодействия негативным тенденциям в мировой экономике. Сергей Сидорский проинформировал, что документ также нацелен на преодоление сдерживающих факторов и обеспечение ускорения и устойчивости промышленного развития, повышение конкурентоспособности и инновационной активности промышленных комплексов стран ЕАЭС. В качестве одной из стратегических задач документа министр назвал наращивание экспорта продукции обрабатывающей промышленности за счет реализации совместных мер стран - участниц ЕАЭС по его поддержке. Сергей Сидорский также отметил, что при разработке Основных направлений Комиссией были приняты во внимание вызовы, с которыми сталкиваются производители стран Союза. В частности, в документе учитываются такие глобальные проблемы, как падение мировых цен на нефть и валютной выручки от экспорта энергоресурсов, что, по словам министра ЕЭК, повлекло за собой сокращение импорта готовой продукции обрабатывающей промышленности.
- Для нас это означает возможность и необходимость обеспечения потребностей стран ЕАЭС собственной промышленной продукцией, - подчеркнул Сергей Сидорский. Он отметил, что реализация Основных направлений зависит от того, насколько партнеры по ЕАЭС готовы к осуществлению единой промышленной политики.
Актуальность темы подчеркивали все участники заседания. При этом многие выступающие отмечали, что сегодня на постсоветском пространстве существует одна из самых продвинутых интеграционных структур - Союзное государство, механизмы которого могут быть взяты за основу при формировании ЕАЭС. Кроме того Союзное государство может стать площадкой для пилотных проектов ЕАЭС.
- У нас есть очень хорошее интеграционное образование - Союзное государство, - отметил первый заместитель Министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский. - Поскольку ЕАЭС не совсем регулирует вопросы государственного оборонного заказа, то мы могли бы делать в рамках Союзного государства пилотные проекты, апробировав их, внедрять в ЕАЭС.
В свою очередь Александр Шумилин, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, подчеркнул, что Союзное государство можно рассматривать как образец для интеграционных объединений, своеобразную дорожную карту построения механизмов взаимодействия.
- По сути, данное образование не имеет мировых аналогов, оно уникально, - отметил Александр Шумилин. - Важной частью деятельности Союзного государства является реализация союзных программ. В настоящее время это важнейший инструмент углубления интеграции, который позволяет решить ряд социально-экономических проблем и достичь научных результатов, на основе которых разрабатываются образцы новой техники, приближающиеся к мировым стандартам. Создаются новые рабочие места. На финансирование союзных программ ежегодно выделяется более 70 процентов бюджета Союзного государства. Так, в 2015 году на реализацию союзных программ выделено порядка 53 миллионов долларов США, рассматриваются концепции 20 новых программ. Как показывает практика, союзные программы также становятся эффективным механизмом взаимодействия Союзного государства и делового сообщества. Этот опыт Союзного государства, несомненно, пригодится в практике ЕАЭС...
По итогам участники форума в резолюции выразили поддержку документа, разработанного ЕЭК. Кроме того, они рекомендовали национальным бизнес-ассоциациям проработать дополнительные предложения по проекту Основных направлений. Как рассказал "СОЮЗу" директор Департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев, Основные направления не подменяют национальные промышленные политики. Для всех отраслей промышленной политики - инновационных, экспортноориентированных, импортозамещающих - будут разработаны свои инструменты и меры поддержки. "В настоящее время в странах ЕАЭС доминирует импорт из третьих стран, - пояснил Владимир Мальцев. - В этой связи быстро обеспечить свои потребности можно, расширив отечественное производство и нарастив взаимные поставки товаров".