Владимир Гутенев: Вертолетостроение завоевывает мировой рынок

Вертолетостроение - одна из немногих отраслей российского машиностроения, которая на протяжении последнего десятилетия демонстрирует устойчивый рост с хорошими показателями. Поставки отечественных вертолетов насчитывают свыше 250 единиц в год, портфель заказов - сотни миллиардов рублей, а география экспорта превышает 100 стран мира.

Благодаря чему отрасли удалось выжить, преодолеть тяжелейшие кризисные десятилетия и сохранить высокую динамику развития? Я бы выделил несколько основных моментов. Первый состоит в том, что советскому вертолетостроению, всегда находившемуся в авангарде технического прогресса, удалось создать такие образцы техники, которые во многом опередили свое время. Мы помним установленные на них мировые рекорды грузоподъемности, высотности и скорости. Но главное, что в них был заложен громадный потенциал модернизации. Поэтому эти вертолеты не только востребованы сегодня, но будут соответствовать требованиям завтрашнего дня.

Второй момент: "Рособоронэкспорту" удалось удержать жизнеспособные оазисы в отрасли - "Роствертол", Арсеньевский "Прогресс" и даже пустить новые побеги. То есть военно-техническая составляющая, по сути, спасла и поддержала всю вертолетную отрасль. Задел был настолько мощным, что не только удалось пережить эти два тяжелейших десятилетия, но и, опираясь на базовые модели уже с новыми материалами, людьми и подходами, успешно конкурировать на традиционных рынках сбыта и завоевывать новые.

Не последнее место в процессе относительно быстрого развития отечественного вертолетостроения занимает успешная модернизация производственных мощностей. Следует отметить, что речь идет о масштабной модернизации отрасли в целом, в которую входят и вертолетные заводы, и поставщики комплектующих, и сервисные предприятия, и конструкторские бюро. Техническое перевооружение полным ходом идет на Казанском вертолетном заводе, Улан-Удэнском авиационном заводе, Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, "Роствертоле" и других предприятиях холдинга.

И, наконец, отдадим должное успешному реформированию. Вертолетостроение было вовремя интегрировано в Ростех. Инициатором изменений выступил глава минпромторга Денис Мантуров. А руководство "Ростеха", "Вертолетов России" использовало весь диапазон возможностей для поддержки отрасли, включая и возможности Союза машиностроителей России. Не случайно вертолетостроители постоянно участвуют в реализации всех инициатив Союза, направленных на развитие отечественного машиностроения. Особенно активны они на кадровом направлении, при проведении школьных технических олимпиад и молодежных форумов "Инженеры будущего".

Благодаря интегрированному реформированию вертолетостроительной отрасли и консолидации, начиная с 2007 года, всех производственных и конструкторских активов в рамках единой структуры удалось добиться значимых результатов.

Сегодня в холдинг "Вертолеты России" входит 26 предприятий и организаций общей численностью персонала 46,5 тысячи человек. В 2014 году заказчикам был поставлен 271 вертолет. Для сравнения: в 1999 году, на который пришлось наибольшее падение производства после распада СССР, на всех российских заводах было собрано 40 новых вертолетов. По сравнению с показателями 2013 года, в 2014 году выручка возросла на 18 процентов и превысила 191 миллиард рублей, а чистая прибыль увеличилась на 46 процентов.

В планах руководства холдинга до 2030 года держать среднегодовые поставки вертолетов в 230-280 штук с постепенным увеличением доли гражданских машин в общем объеме поставок.

В части развития модельного ряда вертолетов гражданского назначения холдинг стремится к созданию современных образцов на базе хорошо зарекомендовавших себя типов вертолетов и выводу на рынок новых конкурентоспособных машин. К первому направлению относятся модернизированные легкие вертолеты "Ансат", Ка-226Т и средний Ми-171А2, ко второму - новинки Ми-38, Ка-62 и перспективный средний вертолет. Кроме того, продолжится модернизация вертолетов типа Ми-8 и Ми-171, востребованность которых в среднесрочной перспективе не подлежит сомнению.

Эти проекты реализуются по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники", являющейся частью госпрограммы развития авиапрома. По проекту Ми-38 уже завершена постройка четвертого опытного образца. Холдинг приступил к завершающему этапу сертификационных испытаний. По проекту Ка-62 создано два опытных образца.

Однако самый амбициозный проект в классе средних гражданских вертолетов - RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter) - российский перспективный коммерческий вертолет. В перспективе он должен заменить самую успешную машину отечественного вертолетостроения Ми-8/17.

Безусловно, на эти планы свой отпечаток накладывает нынешняя политико-экономическая ситуация. Немотивированное санкционное давление со стороны Запада, разрыв кооперационных связей с Украиной затрудняют деятельность российских промышленных предприятий, в том числе в вертолетной сфере.

В этой связи особую актуальность приобрела тема импортозамещения в отрасли. Особенно это коснулось двигателей, поскольку "Вертолеты России" в основном пользовались продукцией, произведенной украинской компанией "Мотор Сич". Перед российскими производителями встала серьезная задача в кратчайшие сроки наладить выпуск собственных двигателей и других комплектующих для авиапрома, включая вертолетостроение. Для решения этих задач мы при внесении поправок в бюджет на 2015 год дополнительно выделили 21 миллиард рублей на импортозамещение в авиационном двигателестроении.

Работа по этому направлению успешно ведется. Предприятие "Климов" полностью завершило квалификационные испытания двигателя ВК-2500, созданного исключительно из российских комплектующих. Теперь стоит задача серийного выпуска до 350 штук в 2017 году.

Кроме того, осенью 2014 года Военно-воздушным силам поставлены новые модернизированные вертолеты Ми-8АМТШ-В, построенные на производственной площадке холдинга в Улан-Удэ с использованием исключительно российских комплектующих. На этой машине установлены двигатели ВК-2500-03, сделанные на заводе "Климов". Они позволили повысить надежность и безопасность боевого применения вертолета и его летно-технические характеристики. На примере этой машины уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется и на стоимости эксплуатации вертолетов.

Еще одним направлением модернизации стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП "Аэросила". Таким образом, возможности вертолета при эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании существенно возросли.

Сегодня холдинг ведет работы над созданием на базе Ми-8АМТШ-В специализированного вертолета Ми-8АМТШ-ВА. Эта модификация приспособлена к тяжелым климатическим условиям и будет эксплуатироваться в арктических военных частях.

Так что есть все основания считать, что к 2018 году российские двигателестроители в полном объеме выполнят программу по импортозамещению в вертолетной отрасли.

Тем не менее в ходе процесса импортозамещения наметился ряд сложностей. Вертолет как единица подлежит сертификации. Поэтому сегодня возникла определенная проблема. Для того чтобы внести в него изменения, особенно значимые (например, заменить двигатель), необходимо обязательно внести изменения в сертификат типа. Это нужно согласовывать с разработчиками - МВЗ имени М.Л. Миля или КБ Камов, а также с авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета. Все это происходит достаточно сложно и с большими временными затратами. Сейчас мы прорабатываем варианты решения этой проблемы.

Еще один важный аспект связан с взаимодействием предприятий - производителей вертолетной техники и поставщиков комплектующих изделий. Зачастую невысокая надежность комплектующих служит причиной предъявления рекламаций заказчиками вертолетной техники. В этой связи очевидна необходимость в разработке единых стандартов качества и применении их на протяжении всей цепочки поставок, а также формировании единого реестра отчетности по выявленным фактам некачественной продукции и мерах по их устранению.

Планы российских вертолетостроителей масштабны: занять 20 процентов рынка к 2020 году. Опыт последнего времени показывает, что российские производители вертолетов способны успешно решать самые амбициозные задачи. Это позволяет надеяться не только на сохранение ведущих позиций в мире, но и на расширение рынков и номенклатуры поставляемых вертолетов.