Почему "НДВ-Групп", успешная компания на рынке недвижимости, решила заняться вертолетной тематикой. Это хобби?
Александр Хрусталев: Хобби, которое переросло в новый бизнес. Мы поняли, что вертолеты невозможно хранить в сараях, люди, которые их обслуживают, должны иметь квалификацию, запчасти должны быть оригинальными и качественными. И мы постоянно расширяем спектр задач. Так появились магазин спецодежды со своим брендом, ресторан, отель. И каждая точка приносит отдачу: в виде налогов, людей, которые получают зарплату выше средней. Растет число пилотов, инженеров, просто людей, которые любят вертолеты. Увеличивается и количество хелипортов. Сейчас они есть в Московской области (Москва, Реутов и Истра), Ульяновске, Калуге, Тюмени, скоро откроются в Краснодаре и Новосибирске. При этом мы, можно сказать, пока тренируемся: компании менее полутора лет.
С какими трудностями пришлось столкнуться при создании хелипортов? Есть ли содействие местных властей?
Александр Хрусталев: Трудности возникают в основном из-за изменения назначения использования земли. Дело в том, что в нашем законодательстве пока нет вразумительного термина для площадок, где строятся хелипорты. Назначение "аэропорт" не подходит, ведь у нас нет взлетно-посадочных полос. Из-за этого возникает волокита с согласованиями различных служб, начинаются бесконечные проверки. Только в Хелипорт-Москва в прошлом году проверяющие за 1,5 месяца нагрянули 17 раз!
При этом администрация Московской области проект одобряет и всячески поддерживает. Находим общий язык с руководителями Ульяновской и Калужской областей, которые понимают: чтобы бизнес в регионе развивался, его надо лоббировать, а не доить. А инвестиции в строительство хелипортов огромные (вложения в Калужский - примерно 300-400 миллионов рублей).
Тем более мы же не только летаем для собственного удовольствия, но и делаем полезные вещи. Например, импортировали сюда оборудование по мониторингу электросетей. Это прибор размером чуть больше планшетника, крепится к борту вертолета. Машина пролетает 600 километров над ЛЭП, и вся информация о состоянии сетей записывается на чип. Оператору сразу видно, на какой опоре повреждение или перегрев провода. Полет туда-обратно стоит около 100 тысяч рублей и занимает по времени пару часов (в зависимости от модели вертолета). А без вертолета для этой работы требуется 200 человек, грузовики и вездеходы, и куча времени. Так же можно мониторить состояние трубопроводов.
Еще мы принимали участие в поиске членов банды ГТА, осматривая местность с воздуха, за что получили грамоту от МВД.
По договору с организациями "Лиза Аллерт" и "Красный крест" участвуем в поиске заблудившихся в лесах людей. Для этого у нас образован добровольческий отряд. В 2014 году только в Московской области нашли живыми и здоровыми 34 человека. Кроме того, компания получила сертификат эксплуатанта и теперь может официально выполнять работы по санитарной авиации. Подписан договор с компанией "Профессиональная Медицинская лига", которая обладает огромным штатом медперсонала для оказания помощи на борту. Также врач наблюдает состояние больного в полете. Мы всячески пытаемся показать: вертолет полезен!
Поиск людей, помощь полиции - это, разумеется, безвозмездные услуги с вашей стороны. А если брать бизнес, то какие его направления более прибыльны?
Александр Хрусталев: На первом месте - продажа вертолетов. В прошлом году мы реализовали около 80 единиц, это примерно 20 процентов от общего объема мировых продаж Робинсон. Потом идет организация туристических и экскурсионных маршрутов: в Новоиерусалимский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву лавру, другие исторические и святые места, облет Москвы над МКАДом. Рейс в Оптину пустынь, если 7-местный Еврокоптер летит полный, обойдется в 15 тысяч рублей с человека, а дорога в один конец займет около 40 минут.
Молодым людям нравится делать предложение своим девушкам в воздухе, все это на видео записывается, память на всю жизнь. В прошлом году таким образом сделано 100 предложений руки и сердца, а первым был наш сотрудник. Он выложил ролик в "Инстаграм" - и понеслось!
Пользуются спросом чартеры в Питер, Нижний Новгород, корпоративные перелеты иногда требуют 5-10 вертолетов. Многие летают на дачу, на охоту, рыбалку, на пикник: по субботам-воскресеньям свободных вертолетов обычно не бывает.
Растет популярность вертолетного спорта - выполнение определенных фигур, ориентирование, развоз грузов. В этом году компания сформировала 10 спортивных экипажей при том, что до этого в России было 3-4 экипажа, выступающих на достойном уровне. В прошлом году мы построили 2 спортивных вертолетных площадки, в этом году делаем еще одну, и наша мечта установить мировой рекорд в полете строем из 22 машин.
И пусть не каждое направление деятельности приносит прибыль, это нормально. Есть вещи, которые невозможно измерить в деньгах. Например, День открытых дверей для детсадовцев. Они разглядывают вертолеты, залезают внутрь, потом рисуют их в небе. И потом эти мальчишки наверняка захотят быть не юристами или менеджерами, а летчиками. Вообще, мне кажется, что именно сейчас начинается возрождение авиаотрасли.
А главное, что мне импонирует: формируется определенный социум влюбленных в небо и вертолеты людей. Причем очень отзывчивых людей. Это не "борзые" бизнесмены, купившие себе дорогие игрушки, а реально нормальные, отзывчивые люди. В прошлом году был случай - наш товарищ пропал с радаров. И в течение двух часов в воздух на поиски поднялись 14 вертолетов, за штурвалами которых были банкиры и владельцы крупных компаний. Все это по зову сердца.