21.05.2015 00:25
    Поделиться

    Пейзажи Крыма привлекали кинематографистов на протяжении ста лет

    В Крыму снимали и Антарктиду, и Гонконг, и Колыму
    Кинематографисты уже более 100 лет, как приезжают в Крым за географической экзотикой и фантастическими ландшафтами для фильмов.

    Впервые крымчане увидели на полуострове кинематографистов в 1908 году. Французская кинофирма "Пате" при участии Иосифа Ермольева (создателя фильма "Отец Сергий") снимала видовые фильмы в Ялте. Уже через три года после знаменательного визита французов Александр Ханжонков снимал на южном берегу Крыма первый отечественный блокбастер - историческую драму "Оборона Севастополя".

    Наша фабрика грез

    Осенью 1911 года в Ливадийском дворце состоялась VIP-премьера "Обороны" - зрителями были император Николай II и его семья. Кинокартина, ставшая важным событием и новым словом в мировой культуре, сочетала в себе и обширный исторический материал, и массовые игровые батальные сцены, и даже документальную съемку ветеранов в орденах. Кстати, первые съемки в Голливуде начались только в 1913 году. Незадолго до социалистической революции Акционерное общество "Ханжонков и К" открыло в Ялте свою киносъемочную базу. В воспоминаниях Ханжонков объяснял свой выбор: "Наученный горьким опытом, я пришел к выводу, что для успешной и спокойной работы необходимо иметь свою южную базу. Мой выбор такого места пал на Крым, где и солнечных дней в году больше, да и дорожное сообщение лучше, чем на Кавказе". Однако в 1919 году, декретом за подписью Ленина, съемочная база Ханжонкова была национализирована и на ее месте возникла государственная Ялтинская кинофабрика. Производство фильмов не останавливалось, поскольку Ильич кинематограф считал тогда важнейшим из всех искусств… Уже в советское время, и до войны, и после, когда выезд за границу для съемочных групп был редким и весьма роскошным подарком, практически каждый фильм с географической экзотикой не обходился без крымской натуры. И таких картин - сотни!

    - Тропики, джунгли или остров с вулканом - это элементарно, - говорит эксперт по съемкам в горах, под водой и на воде, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос. - К нам же приезжали и за вечной мерзлотой! Например, в 87-м у нас снимали фильм "Странник" - об открытии Антарктиды, и корабль Беллинсгаузена "Восток", который мы построили, бороздил морские просторы у берегов "Артека". А был и анекдотический случай, когда съемочная группа "Ленфильма" отправилась на Таймыр снимать чукотскую легенду о любви "След Росомахи", но там их так подморозило - даже камеры переставали работать, что они вынуждены были спасаться бегством. И спас их Крым. Они прилетели к нам с собаками, нартами и каюрами - жили в гостинице у моря среди пальм и кипарисов, а тундру снимали в 20 км от Ялты на Ай-Петри - той зимой как раз всю яйлу завалило снегом по пояс. Ленинградцы и все свои северные кадры у нас пересняли!

    А бывало и так, что в Крыму отменяли съемки из-за холода - так в 71-м ялтинцы перезимовали с "латинским кварталом". Вся улица Коммунальная (сейчас - Игнатенко) осенью 71-го для фильма "Это сладкое слово - свобода!" была задекорирована под южноамериканский город.

    - Мы изготовили и закрепили на крышах и стенах жилых домов более сотни рекламных щитов и вывесок, - вспоминает Валерий Павлович. - И когда после экспедиции в Чили Жалакявичус был готов работать у нас - вдруг резко похолодало. Режиссер негодовал: "Я не могу снимать актерские сцены в тропическом городе, когда у артистов изо рта идет пар!". Пришлось съемки отложить до весны.

    Экзотическая география Крыма

    Балканы для Кары. За балканской натурой на полуостров Юрий Кара приезжал зимой 2007-го, когда работал над фильмом "Репортеры". В 3 км от Ялты у него была Болгария, а Севастополь стал югославским городом (культовый клуб "Бункер" переименовали в ночной стриптиз-бар "Тропик", на улице появились сербские таблички и триколоры), и в его окрестностях снимали последствия бомбардировок НАТО.

    - Тогда у нас все самые яркие боевые сцены были в Крыму, - вспоминает Юрий Викторович. - В районе села Тыловое мы нашли воинскую часть, которую местное население так разграбило, что она действительно смотрится, как после войны. Нашим художникам даже ничего делать не пришлось - это была готовая декорация. А в самой Югославии уже все восстановлено, и там подобное искать бесполезно. У вас же еще такой позор есть, и нам, киношникам, здесь раздолье.

    В Крыму есть места, которые очень похожи на Балканы. Впрочем, труднее назвать часть света, которую здесь невозможно воспроизвести - мы даже Колыму снимали на Ай-Петри в картине "Королев"! Ну а в "Гамлете" уже было Датское королевство - со скалами Инкермана, Воронцовским дворцом и Ласточкиным гнездом. Меня в Крым всегда тянет, - может быть, я в прошлой жизни был крымчанином, - хотя сейчас иногда дешевле снимать в Чехии.

    Палестина для Бортко. Владимир Бортко на полуострове отыскал свой "палестинский набор" для съемок фильма "Мастер и Маргарита".

    - Изначально мы предполагали много снимать в Израиле, но из-за политической обстановки на Ближнем Востоке, я не рискнул везти туда съемочную группу, -рассказывает Владимир Владимирович. - И нас здорово выручил Крым. Оказалось, что холмы вокруг Судака очень похожи на окрестности Иерусалима. Там мы и выбрали место для Голгофы - Иешуа распинали на Сахарной Голове. Правда, Сереже Безрукову, блестяще исполнившего эту роль, не повезло с погодой - как назло похолодало резко, а он же голый на кресте, да еще его и из брандспойта холодной водой поливали. Но чего не вытерпишь, ради воплощения такого образа! А в стенах Генуэзской крепости мы снимали выходы из дворца Ирода. Кстати, римских легионеров набирали из числа сотрудников Судакского райотдела милиции. И они с суровыми лицами, но только в доспехах выполняли привычную работу - стояли в оцеплении. Диму Нагиева, сыгравшего Иуду, мы "прирезали" в Массандровском парке - Гефсиманский сад у нас был рядом с "Интуристом". Среди крымских рельефов Бортко разглядел даже картину "того света" - Понтия Пилата, смотрящего на Луну через 2000 лет, снимали на скальном обрыве инкерманского карьера.

    Средняя Азия для Малюкова. Режиссер Андрей Малюков накануне курортного сезона-2003 взбудоражил не только Крым, но и всю Украину, когда на лентах информагентств появились сообщения о "тренировочных базах исламских экстремистов". Очевидцами были туристы, которые видели в горах бородатых моджахедов с автоматами. Оказалось, что возле Бекетово (40 км от Севастополя) снимали эпизоды популярного сериала "Спецназ".

    - По сценарию, героям нашего фильма - майору Платову (Александр Балуев) и его команде - пришлось действовать в Таджикистане и Афганистане, - говорит Андрей Игоревич. - И я, зная по своему опыту, что в Крыму можно снимать все - от пустыни Сахара до Северного полюса, отправился со съемочной группой на полуостров, где мы сняли сразу несколько географических мест. Именно этим был обусловлен мой выбор, а не потому что, как некоторые ошибочно считают, что у вас снимать дешевле. Крым - курортный регион, и кинематографистам скидок не делают.

    Кстати, Ханский дворец в Бахчисарае в одной из серий стал резиденцией афганского генерала Борзани, а рынок таджикского приграничного города Абигарм, где в передрягу попали Якут (Влад Галкин) и Хруст (Игорь Лифанов), снимали на территории Херсонеса.

    Англия для Говорухина. Почти 30 лет назад Станислав Говорухин снял в Ялте чисто английский детектив "Десять негритят", и у замка, в котором судья Уоргрейв (Владимир Зельдин) расправился с леди и джентльменами, получился буквально собирательный образ: лестница на скале Дива в Симеизе, вход "Ласточкиного гнезда", основная декорация здания рядом - на Аврориной скале и Шуваловский флигель Воронцовского дворца. Кстати, в Алупку режиссер вернулся в 2002 г. уже "графом", сыграв в дворцовых интерьерах в фильме "Радости и печали маленького лорда". А в 2008-м он прибыл в Крым с "Пассажиркой": декорации колониального Гонконга выстроили в Балаклаве, чопорные англичане в цилиндрах дефилировали среди пестрой толпы китайцев.

    - Я очень люблю Крым - много здесь снимал и снимался, - поделился своими впечатлениями с "РГ" Станислав Сергеевич. - Природа полуострова с ее дворцами позволяет снимать не только Англию, но и более экзотические уголки планеты. Например, в 1977 году я снимал здесь фильм "Ветер "Надежды" - о переходе курсантов на паруснике к берегам Австралии, и для нас на прибрежных скалах мыса Сарыч умельцы ялтинской киностудии устроили настоящее извержение вулкана с огненной лавой! Для съемок "Пассажирки" мог появиться у берегов Крыма и знаменитый парусный барк "Крузенштерн", но оказалось, что по цене нам бы это вышло дороже, чем мы сняли все на Канарах. Хотя условия несравнимы.

    Фантастические киномиры Крыма

    Конечно же, и в поисках ландшафтов для инопланетных миров кинематографисты чаще всего приезжали с экспедициями на полуостров. Географическое разнообразие с разъездами в радиусе всего лишь 200 км позволяет режиссерам оживлять крымскими картинками павильонные декорации Венеры, Луны, Марса, а также любой придуманной реальности.

    Планета Саракш. Почти на год Крым для Федора Бондарчука и его съемочной группы превратился в планету Саракш, придуманную братьями Стругацкими. "Обитаемый остров" (2008) остается беспрецедентным по количеству локаций, декораций, техники и массовки проектом кинофантастики, который когда-либо снимали на полуострове. Одни из самых впечатляющих эпизодов - город мутантов-изгоев -был в Керчи.

    Подходящие декорации для этого Бондарчук присмотрел на старом металлургическом заводе им. Войкова. Там художники-декораторы создали несколько фантасмагорических площадок - со статуями и дворцами… Колонну беженцев снимали на территории карьера возле Старого Крыма, падение летательного аппарата Мак Сима - на берегу в районе села Морское, его романтическое свидание с Радой Гаал - у фонтана возле Массандровского дворца, базу гвардейцев - в Инкерманском карьере, поиск "зверья" с участием Зефа и Вепря - в горном лесу над Алупкой. Завершалась экспедиция съемками грандиозного танкового сражения - в заповедной зоне, на мысе Казантип..

    Эвур с подземельем ведьм. Фильм Юрия Мороза "Подземелье ведьм" (1990) снят по одноименной повести Кира Булычева, где действия разворачиваются на исходе XXI века. Главного героя астронавта Андрея Брюса (Сергей Жигунов) с напарником Жаном Лемотом (Николай Караченцев) отправляют на таинственную планету Эвур, чтобы выяснить причины, по которым там нарушены законы эволюции: кочевые племена людей оказались в одном пространстве с мамонтами и птеродактилями. На экране во всей красе представлен не только Крым с горными и степными пейзажами, но и на пике своей физической формы Сергей Жигунов - специально подкачавшийся для роли советского Рэмбо. Битву между племенами в начале фильма снимали в окрестностях Коктебеля - в Тихой бухте и на склонах горы Кучук-Янышар. Лабораторию пришельцев и исследовательскую базу землян разместили у подножия Белой скалы возле Белогорска. Туда вторгается вождь племени аборигенов Октин-Хош, которого сыграл Дмитрий Певцов. Ландшафты Эвура дополняют крипты пещерного города Эски-Кермен и озеро у подножия Мангуп-Кале, где собственно и находилось "подземелье ведьм". Фантастическая история заканчивается хеппи-эндом - звездолет (задекорированный фюзеляж, списанного истребителя), готовый к отлету, и объятия Брюса с Белогурочкой снимали на фоне опять же Белой скалы под песню "Я и ты" тогда еще начинающей певицы Маши Распутиной.

    Арканар. Для экранизации повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" (1989), за которую взялся немецкий режиссер Петер Фляйшман, на Поликуровском холме в Ялте выстроили грандиозные декорации - фантастический город Арканар. А пространство вокруг него снимали в Белогорском районе у Белой Скалы и на Мангупе.

    - Все сооружения были в натуральную величину, - рассказывает крымчанка Тамара Жемчугова-Бутырская. - И когда мы, актеры, надевали игровые костюмы и входили на территорию города, то как будто на машине времени переносились в другую реальность. Кстати, в декорациях Арканара через год свой фильм "Новые приключения янки при дворе короля Артура" снимал киевский режиссер Виктор Гресь.

    Кассиопея. За пейзажами планеты Вариана в созвездии Кассиопея режиссер Ричард Викторов со съемочной группой фильма "Отроки во Вселенной" отправился на южное побережье Керченского полуострова. Кинематографистов благодаря связям героя-космонавта Георгия Берегового, который был консультантом картины, пустили на территорию военного полигона на мысе Опук. После многократных артиллерийских стрельб там вся земля была в воронках, и на фоне скудной, почти пустынной горной местности рядом с морем все это казалось кратерами от упавших метеоритов. Особый, причем естественный, эффект поверхности Варианы добавляла почва с высокой концентрацией соли.

    Советские хиты с крымской пропиской

    Даже после развала Ялтинской киностудии в конце 90-х поток съемочных групп на полуостров не иссякал. Красоты и романтики требовали наши сериалы - бесперебойное производство по заказам телеканалов. А в лучшие для отечественного кино годы, как минимум каждая третья кинокартина, снималась в Крыму. Все наши любимые фильмы с крымской пропиской перечислить нереально - от сказок Роу и Нечаева до боевиков и приключений…

    "Кавказская пленница" (1967). Приключения Шурика по месту съемок можно было бы назвать "Крымской пленницей" - в разрез авторскому замыслу комедии. Ведь фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть - съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на горной реке Мзымта снимали "сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах". Все остальное, снято на полуострове и в павильонах "Мосфильма". Базовый лагерь киношников находился в Алуште. Звезды отечественного экрана - Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчан и дебютантка Наташа Варлей, все лето квартировали в номерах пансионатов "Утес" и "Кристалл", не отличавшихся особой роскошью, с подачей горячей воды "по часам". Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. В историю, которую по кадрам изучили краеведы и киноманы, вошли многие городские объекты, сохранившиеся с целевым назначением до сих пор. Дом бракосочетания, где публично отличился Шурик в нетрезвом виде - на самом деле является зданием городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме - это милиция (теперь - полиция). Эпизод с администратором гостиницы снимали на турбазе "Юность" по улице Перекопской. Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы "Чайка". Это на улице Красноармейской. Место первой встречи Нины с Сааховым - возле лестницы, напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного. Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое (в 10 км по трассе от Алушты) и Куйбышево (от Симферополя 47 км в Бахчисарайский р-не ). В десятках фрагментов на фоне виднеются крымские горы - узнаваемые очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Палаточный лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Фееричную погоню снимали на отрезках старого шоссе Алушта - Судак (Верхняя Кутузовка - Лаванда - Лучистое), когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. Кстати, весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами - "Скорая помощь", увозившая пьяного Шурика (84-95 КРП) и рефрижератор, где замерзала троица (36-87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. 8 июня 1966 года съемочная группа снимала там улицу у "психбольницы". Водитель Эдик организовал побег Шурика. Съемки проходили вдоль забора консервного завода имени 1 Мая. Сегодня жители Алушты покажут туристам десятки памятных мест, где ступала нога героев фильма. Но среди них особо выделяются два объекта в Долине приведений на юго-западном склоне Демерджи: "Никулинской орех" и "камень Варлей".

    "Новые приключения неуловимых" (1968). На волне ошеломительного успеха "Неуловимых мстителей" молодому режиссеру Эдмонду Кеосаяну пришлось отложить в сторону сценарий серьезного кино "Антарктида - далекая страна", который ему предложили два Андрея - Тарковский и Кончаловский, и взяться за продолжение приключений "Неуловимых". Первый фильм трилогии был снят в павильонах "Мосфильма" и в Новой Каховке. А уже в "Новых приключениях", за исключением эпизода с аэропланом, вся натура - крымская. Ялта по сценарию стала "южным городом", в котором хозяйничали белогвардейцы. Именно в Крыму Савелий Крамаров познал дурную сторону славы: каждый раз, как только он решался на прогулку по городу, обязательно находились - среди детей и взрослых - те, которые по одиночке и хором кричали ему вслед: "Нечистая!". Актера это быстро доконало, и он после съемок не покидал стен "Ореанды"… Большинство эпизодов, в том числе с погонями и перестрелкой, снимали практически в центре города. Люди в фасонах начала ХХ в. расхаживали в городском парке, по набережной и у входа в гостиницу "Крым", где снимали штаб контрразведки. А феноменальный прыжок с 26-метровой скалы Дива вместо Яшки-цыгана исполнил житель Симеиза - Анатолий Гаевой. Среди каскадеров "Мосфильма" желающих не нашлось. Парень был знаменит на ЮБК - нырял со скал на спор за так и за деньги перед публикой, даже с площадки "Ласточкиного гнезда". Слава его сгубила, погиб молодым в начале 70-х - разбился.

    "Пираты ХХ века" (1979). Первый советский боевик на долгие годы стал образцом этого жанра. В полуподпольные секции каратэ валом валила советская молодежь, во дворах отрабатывали удары судомеханика Сереги и боцмана Матвеича с криком пирата Солхата - "И-йя!" Впервые на экране советские герои били негодяев не только по лицу, но и в пах. Для Николая Еременко, Талгата Нигматулина и Тадеуша Касьянова эти роли стали по-настоящему звездными. Всю экзотику тихоокеанских злоключений моряков "Нежина" режиссер Борис Дуров отыскал в Крыму. Советский боевик снимали на базе Ялтинского филиала киностудии им. Горького с апреля по август 1979 года. Два судна: сухогруз класса река-море "Фатеж" и теплоход "Адмирал Лунин" (тогда порт приписки - Жданов), задействованных в картине, кинематографистам в помощь выделило Азовское морское пароходство. "Фатеж" сценаристы переименовали в "Нежин", а "Адмирал Лунин" стал пиратским кораблем "Mercury". И первые кадры фильма в порту с погрузкой опиума на борт "Нежина" сняты в Мариуполе, а не в Ялте. К берегам Крыма из Жданова пришел уже только пиратский теплоход. Остров туземцев с бухтой, где укрывался "Mercury" снимали на восточном побережье полуострова. Декорации деревни ловцов жемчуга художник-постановщик Ялтинской киностудии Борис Комяков выстроил на берегу Тихой Бухты, недалеко от поселка Орджоникидзе. Тогда там был военный городок с режимной зоной и поэтому съемочный объект легко ограждался от туристов-зевак. А первое знакомство советских моряков с "островом" происходит в 15 км от "деревни" - на Карадаге, как раз там, где проходит экологическая тропа от Биостанции в Коктебель. Пиратский же теплоход киношники прятали в Голубой бухте возле Нового Света, это уже за Судаком. Поклонники отдыха в этих местах легко узнают не раз мелькающий в фильме профиль горного массива Караул-Оба. Дозор пиратов, с которым лихо разобрались боцман Матвеич и матрос Стеценко, располагался в этой же бухте на мысе Капчик. Здесь же в скальных расщелинах прятались буфетчица Маша и библиотекарь Айна. К природе острова туземцев добавлены и черты западного побережья Крыма. Эпизод с выходом "Меркурия" из бухты и всплытием мин снимали уже на Тарханкуте. Там же на западе Крыма сняты красивая картинка со сквозным 98-метровым тоннелем Малого Атлеша, по которому проходит пиратский катер и эффектные прыжки с "Меркурия". А вот подводный эпизод на тонущем сухогрузе "Нежин" снимали в обычном плавательном бассейне гостиницы "Ялта-Интурист".

    "Человек с бульвара Капуцинов" (1987). По части географического выбора, где снимать Дикий Запад, у режиссера Аллы Суриковой сомнений не было - конечно же в Крыму. Суровые скалы техасских прерий, где скрывалась банда Черного Джека, снимали в белогорских окрестностях Ак-Каи. А декорации городка Санта-Каролина были выстроены на берегу Тихой бухты - между поселками Коктебель и Орджоникидзе. Там на съемках Санта-Каролины каскадер и художник Сергей Микульский прожил полтора месяца.

    - Я все время жил на берегу в палатке - ни дня в гостинице, - вспоминает он. - Соорудил там еще такую пляжную "VIP-зону". Из оставшихся после съемок фильма "Золотая цепь" декораций сколотил навес и стол на 8 человек, притащил большой котел - варил кашу, чай кипятил. И там, в перерывах, а иногда и на всю ночь, оставались наши актеры: и люди замечательные, и рассказчики великолепные. Никакого гонора! Миронов, доброжелательнейший дядька, вместе со всеми купался и загорал. Боярский рассказывал, как он в армии на барабане в оркестре стучал или про то, как на гастролях вещи детские покупал Сереже и Лизе. А Караченцов - вот еще душа компании - только приехал, мы его на машине встречали, и сразу: "Так, ребята, сейчас курочку купим, шампанское...". Его все каскадеры уважали.

    "Асса" (1988). Сергей Соловьев снял не только культовый фильм, но и потрясающую визитку курорта. Зрители были очарованы настроением зимней Ялты, где разыгрывается курортно-криминальная драма с участием подпольного миллионера Крымова, юной медсестры Алики и местного неформала по прозвищу Бананан. Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева, кофе с молоком в граненых стаканах закусочной, "канатка". После "Ассы" канатная дорога на холм Дарсан заработала с нагрузкой, какой не знали там с момента ее запуска в 67-м. Фанаты до одури катались верх-вниз с плеером под песню "Город золотой". Сегодня у кабинок уже другой дизайн, но виды по сути те же, как и городские тропы Бананана. "Место проживания" его в Ялте и по сей день вызывает споры, но нам удалось установить, что квартиру, где он приютил в первую ночь Алику и выход из подворотни снимали на ул. Морской, 1. Виктор Цой в кадре появляется лишь к финалу картины. Сначала он у "Ореанды" наблюдает с негром Витей, как выносят труп Крымова, потом идет по коридору гостиницы "Таврида" (ее полностью реконструировали) устраиваться музыкантом на работу в ресторан. В "Ореанде" начинается и заканчивается ялтинская киноистория Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301-й - для своей молодой спутницы Алики и 302-й - для себя… Крытый корт, где Крымов играл в теннис, уже не найти - на его месте построили развлекательный комплекс "Матрица". А вот эстраду, на которой вступал Альберт и театр лилипутов и сегодня можно увидеть в Никитском ботаническом саду.

    Самые востребованные в кино крымские локации

    Воронцовский дворец. Замок графа Воронцова в Алупке - это не только Англия в нашем кино. Там откровенничал испанский сердцеед ("Исповедь Дона Жуана"), чудил пан Клякса в своей "Академии", плясали на балу вампиры ("Дневной представитель"), а Штирлиц бродил в Шуваловском проезде, задекорированном под Шанхай (сериал "Исаев"). Киркоров же в роли андалузского графа Альмавивы на дворцовой площади реально едва не сломал себе шею, когда конь под ним понесся галопом ("Женитьба Фигаро").

    Аю-Даг и Адаллары. В акватории Артека у берегов Аю-Дага терпели бедствия и открывали новые земли, кидала якорь "Беда" капитана Врунгеля и разыгрывались морские сражения, самое грандиозное из которых снято для фильма "Одиссея капитана Блада".

    Балакавская бухта. Во времена СССР Балаклава была закрыта для киношников из-за секретной базы, и сейчас они наверстывают упущенное, снимая там с географическим размахом - от поселка на острове Лесбос в "Сафо" до китайского порта в "Пассажирке"

    Белая скала. Ак-Кая в Белогорском районе - это киносимвол Америки начиная с картин "Мексиканец" и "Всадник без головы" и заканчивая фильмами "Мираж" и "Человек с бульвара Капуцинов".

    Херсонес. На территории Древнего Херсонеса сняты десятки античных эпизодов и сцен, связанных с археологией, в том числе и в фильме "Сафо". Но самый запоминающийся получился у Леонида Нечаева в его "Приключениях Буратино" - с походом в Страну Дураков.

    Поделиться