21.05.2015 16:23
    Поделиться

    В российский кинопрокат вышел новый фильм Рената Давлетьярова

    У Давлетьярова вторая за месяц премьера: в конце апреля вышла новая экранизация "А зори здесь тихие", и вот теперь - фильм про советских подростков "Однажды" по повести Юрия Короткова, который был сценаристом у Давлетьярова в "Зорях".

    Снималась картина быстро, но к зрителю шла три года. Рабочее название - "Пацаны", а в широкий прокат лента выходит под загадочным лейблом "Однажды". Название фильма, впрочем, вполне адекватно его содержанию - однажды что-то произошло, но что конкретно - так сразу и не расскажешь.

    То есть на первый взгляд все понятно. Это история первой любви. Причем с замахом на античную трагедию - Лешкин брат разбился насмерть на мотоцикле, а теперь Лешка влюбился в бывшую девушку брата. Что победит - страсть или долг?

    Тема любви вписана в историю взросления трех советских подростков. Идет 72-й год, провинциальный городок готовится встретить годовщину Октябрьской революции. Тем временем девушки носят мини-юбки, а парни - брюки-клеш, слушают "битлов", ну и вообще, живут своей молодежной жизнью. Время от времени на дискотеках появляются "поселковые" - суровые рабочие ребята с гаечными ключами, которым не дает покоя мысль, что где-то по соседству разгуливают в брюках-клеш. Такие появления сопровождаются массовыми уличными боями, визуально очень напоминающими уличные бои в "Бандах Нью-Йорка" Скорсезе.

    В этом смысле "Однажды" невольно ассоциируется со "Стилягами", тем более что сценарии к обоим фильмам писал Коротков - но сходства эти чисто формальные. В "Стилягах" описан эстетический протест системе, бунт ярких и молодых против старого серого официоза, здесь же - это просто деталь пейзажа, и в повествовании сама эпоха 70-х едва ли играет хоть какую-то роль. С тем же успехом эту тщательно выстроенную картинку Брежневских времен можно было заменить современными реалиями.

    "Однажды" начинается как "Стиляги", потом превращается в подростковую комедию на фоне застойных времен (и весьма остроумную, стоит признать, - пожалуй, это самая удачная "ипостась" фильма), обретает черты мистической драмы, с полетами к звездному небу на мотоцикле с погибшим братом, и явлением друга, которого сбил поезд, затем превращается в "Банды Нью-Йорка", а заканчивается хрестоматийным прощанием на вокзале, с девушкой, догоняющей по перрону поезд.

    Фильм с сильными и убедительными отдельными фрагментами все же не складывается в целостную историю. Создается ощущение, что что-то важное так и не было сказано, а вещам второстепенным, напротив, уделено слишком много внимания. Что для молодежной комедии здесь слишком мрачен сюжет, а для подлинной драмы слишком легковесны герои. Как не хватает определенности названию картины, так не хватает этой определенности и самому фильму.

    Но фильм не лишен обаяния, снят стильно, к тому же тоска по СССР как никогда сильна в обществе, и эта ностальгическая волна наверняка привлечет дополнительную аудиторию.

    Поделиться