На рынке столичного региона сегодня работает несколько компаний, готовых реализовать масштабные концепции развития вертолетного сообщения. Компания "НДВ-Групп" под брендом "Хелипорт" планирует строительство 62 вертолетных площадок в Московской области. Сейчас ведется подбор участков для этих целей. Компанией предложено несколько видов площадок по целевому назначению: топливно-заправочный комплекс, мультифункциональный центр или центр для больших вертолетов, вертолетная площадка для медицинского центра, площадка взлет/посадка, площадка для вертолетного туризма. Сейчас компания имеет два хелипорта в МО. Летом 2015 года будет открыт хелипорт Реутов, также в планах строительство портов в Ульяновске и Калуге.
Создать инфраструктуру для вертолетного сообщения в Московской области планирует и "Аэросоюз". У компании есть программа строительства определенного количества посадочных площадок вокруг МКАД, вокруг ЦКАД и в основных городах Московской области. Сейчас в эксплуатации у "Аэросоюза" три вертолетных центра в Реутове, Ясенево и торгово-выставочном комплексе "Гринвуд". В планах создание еще 8-10 вертолетных центров.
На создание вертолетного сообщения внутри МКАД претендует компания "Русские вертолетные системы" с проектом "ХелиЭкспресс". У РВС есть две посадочные площадки в Москве: стационарная в "Москва-Сити" и плавучая - рядом с Домом музыки. Компания готова построить еще более 80 посадочных площадок для вертолетов. Они будут использоваться для коммерческих полетов, а также для транспорта спецслужб. С законодательной точки зрения у "ХелиЭкспресс" наиболее сложная задача. "Сегодня Москва является практически закрытым для полетов городом", - говорит гендиректор компании "ХелиЭкспресс" Вадим Караваев. Над столицей имеют право летать только вертолеты специальных служб МЧС и МВД, а также литерные борта. В стадии обсуждения вопрос об открытии неба над Москвой-рекой, за исключением центральной территории в пределах ТТК.
Единой концепции развития вертолетного сообщения в Москве и области нет. Но площадки для размещения вертолетных портов определены. Об этом сообщил руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин и предположил, что вертолетный транспорт может связать "старую" и "новую" Москву. "Если инвесторы будут готовы к реализации такого проекта, то площадки под вертодромы у нас зарезервированы, причем в необходимом количестве", - сказал Жидкин.
Пока наибольшее распространение получили вертолетные маршруты в аэропорт. Сообщение налажено с Шереметьево, Домодедово и Внуково. Цена полета от 16 до 31 тысячи для вертолетов минимальной вместимости (3 человека).
Спрос на вертолетные перевозки в целом по стране растет. "В первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 число запросов на вертолетные рейсы увеличилось примерно на 3-5 процентов", - утверждает Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ. В частности, стимулом для развития отрасли стало проведение Олимпийских игр. "Олимпиада 2014 года дала существенный стимул. Это было обусловлено тем, что во время проведения Игр, особенно горнолыжных мероприятий, проводившихся на открытых трассах, была потребность в дежурящих вертолетах медицинских служб и спасателей", - говорит Азат Мулгимов.
Сегодня к развитию вертолетного такси подключаются регионы. С 1 июня услугой вертолетного такси можно будет воспользоваться в Краснодаре. Полеты предлагают в пределах города и в Адыгею, а по двойному тарифу в Ростовскую область. В январе аналогичная услуга была запущена в Барнауле. "Вертолет будет летать туда, где оборудованы посадочные площадки. Совершить полет можно будет в города Алтайского края, Республики Алтай и в Новосибирск", - сообщил представитель краевой общественной организации "Федерация вертолетного спорта Алтая" Сергей Попов.