21 мая 2012 года министры действующего правительства - большинство продолжают выполнять свои обязанности на вверенных им должностях - были представлены друг другу в Кремле. К тому моменту из указов главы государства от 7 мая уже все знали основополагающие задачи, над которыми предстояло работать новому составу кабинета. Кризис 2008-2009 годов остался позади, экономика выправлялась, а главные проблемы, решение которых должно обеспечить переход к новой модели роста, казалось, были определены. "У нас есть амбициозная цель, которая на самом деле действительно всех нас объединяет, - создать комфортные условия для жизни и работы в нашей стране - и конкретные планы по достижению этой цели", - говорил глава правительства, выступая с отчетом в Госдуме в апреле 2013 года.
Вряд ли тогда кто-то в Белом доме с полной уверенностью мог сказать, что спустя три года все планы попутают серьезные испытания, которые перед экономикой страны, как подчеркнул Дмитрий Медведев в той же Госдуме в апреле этого года, не стояли не только в истории современной России, но и во времена Советского Союза. В своем начале кабинет Медведева рассчитывал через шесть лет выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Речь шла даже о вполне конкретных параметрах, которые вписали в первую версию принятых в январе 2013 года Основных направлений деятельности правительства на период до 2018 года (ОНДП), - не менее 5 процентов. Спустя несколько лет в условиях экономической нестабильности точность прогноза отошла на второй план. "К 2018 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на уровень темпов роста не ниже среднемировых", - записано в обновленной редакции ОНДП, утвержденной премьер-министром в этом мае. В сравнении с первоначальным документом новый вообще не изобилует прогнозными значениями по развитию отдельных социально-экономических направлений на 2018-2020 годы.
Не сказать, что в кабинете министров не были готовы к возникшим за последний год проблемам. В первом варианте ОНДП одной строкой прописали вероятность сильных колебаний цен на энергоносители. Но ситуацию скорого и острого геополитического противостояния с Западом в 2012-2013 годах не ожидали. Тем более что этот конфликт приведет к чувствительным для развития российской экономики ограничениям доступа на иностранные рынки заимствований, которые за предыдущие годы стали основным источником финансирования планов крупных отечественных компаний. Таким образом, остро встал вопрос поиска средств - помимо накопленных в предыдущий период резервов, чтобы поддержать экономику в русле среднемировых темпов роста. "Для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста правительству Российской Федерации необходимо реализовать комплекс мероприятий, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций", - "пометили" для себя в кабинете министров в новом ОНДП. К 2020 году, согласно документу, в Белом доме рассчитывают довести долю общего объема инвестиций в ВВП до 22 - 24 процентов (в 2015 году ожидается 17,8).
Не отброшена необходимость перехода к новой модели роста, но к 2018 году предполагается хотя бы создать условия для реализации отдельных ее элементов. При этом об эффективности этой модели правительство готово говорить только при двух ключевых "если": если удастся поддерживать макроэкономическую стабильность, а это целевой показатель инфляции в 4 процента и бездефицитный федеральный бюджет начиная с 2017 года, и если будет повышено качество государственного управления. Одновременно кабмину предстоит решать четыре известные проблемы - накопленные структурные дисбалансы экономического развития, высокую долю присутствия государства в экономике и низкую эффективность такого участия, необходимость повышения эффективности государственных расходов и отставание от мировых темпов технологического развития.
При всех вызовах и проблемах от амбициозных целей, озвученных в начале своей деятельности, правительство не отказывается, лишь уточняя приоритеты и актуализируя методы достижения стоящих задач. "Утверждения о том, что мы должны все изменить, все скорректировать, жить по другой модели, - они неправильные. Все наши приоритеты, наши стратегические установки должны остаться прежними, и они останутся такими", - заверил Дмитрий Медведев в апреле в Госдуме, ссылаясь на концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и указы президента от мая 2012 года. Даже кризисные условия, добавил он, эти намерения менять не должны.