21.05.2015 13:00
    Поделиться

    Малая авиация Крыма попросила помочь ей встать на крыло

    Легкомоторные самолеты, воздушные шары и планеры, которые обычно в курортный сезон катают тысячи туристов, в нынешнем году не смогут оторваться от земли. Более того, легальных площадок для базирования малой авиации в Крыму тоже нет. Федерация любителей авиации Крыма и общественная организация "Аэроспорт клуб" просят власти республики помочь им встать на крыло.

    Прыжок на месте

    Директор авиационного спортклуба "Крым" Татьяна Судакова с тоской вспоминает, как еще год назад каждые выходные организовывались для любителей парашютного спорта прыжки с самолетов.

    - С августа 2013 года по декабрь 2014-го с двух наших самолетов было сделано шесть тысяч прыжков, - рассказывает она. - В нынешнем году мы еще ни разу не поднялись в небо, хотя спрос на эту услугу есть: звонят и постоянные клиенты, которые приезжали почти каждые выходные, и новички. Но пока мы ничем их порадовать не можем. Надеюсь, к летнему сезону все разрешительные документы получим и сможем летать.

    Переоформление документов на самолеты оказалось недешевым. И быстро найти на перерегистрацию каждого самолета минимум 300 тысяч рублей смогли немногие. К тому же потребовалось переоформлять удостоверения пилотов: просто заменить их на документы российского образца, как в случае с пластиковыми карточками автоводителей, не получилось - пришлось сдавать экзамены и подтверждать квалификацию.

    - Я вышел на пенсию и продолжаю летать, потому что мне это нравится, - говорит пилот Сергей Данильченко. - Но ежегодно я должен заплатить 100 тысяч рублей за сертификацию моего аэростата, на котором я смогу сделать 20-30 полетов. Это неподъемная сумма.

    Крымских авиаторов по пальцам можно сосчитать - аэроклубы есть только в Саках, Бахчисарае, Феодосии и Симферополе. Частных бортов от силы 15 штук. Но после воссоединения Крыма с Россией желающих зарегистрировать свои самолеты в республике стало значительно больше.

    - Мы наладили связи с авиаклубами России, они говорят - делайте у себя инфраструктуру, и мы к вам полетим, - рассказал председатель правления федерации любителей авиации Крыма Андрей Елецкий. - Они готовы лететь в Керчь, Феодосию, Судак, Бахчисарай, на Тарханкут. И не просто лететь, а регистрировать свои воздушные суда в Крыму. Если они переведут их к нам, то и сами будут жить в Крыму, летать, платить здесь налоги. Авиационные туристы - это люди обеспеченные. В прошлом году в Бахчисарае определили площадку для внесения в генплан, и туда впервые прилетели сразу пять бортов из других регионов России.

    В нынешнем году симферопольский авиаспортклуб получил заявки на постоянное базирование 30 бортов. Дальше можно ожидать роста числа желающих: когда западные санкции снимут, разместить свои борта в Крыму смогут и крупные госкорпорации. Они уже зондируют почву.

    - Но им нужно обеспечить заправку, взлет, посадку, обслуживание судов, жилье для пилотов, - говорит председатель правления региональной общественной организации "Аэроспорт клуб" Александр Судаков. - А что я могу предложить?

    Бездомный самолет

    Пока в Крыму не то что "приезжие" самолеты - даже местные негде разместить. На полуострове нет законных площадок для приема авиации общего назначения. Приземление в действующих гражданских аэропортах - удовольствие дорогое. Например, в аэропорту "Симферополь" это 28 тысяч рублей с маленького самолета. До нынешнего года у малой авиации были площадки на арендованных у пайщиков сельхозземлях. Но паспорта на них были действительны лишь до начала 2015-го. Теперь нужно регистрировать новые, а земли для них нет.

    - Мы готовы выкупить у селян земельные паи, но для обслуживания самолетов нужны сертифицированные центры, ангары для зимовки, а на землях сельхозназначения нельзя строить объекты инфраструктуры, - продолжает Андрей Елецкий. - Наш коллега в Евпатории арендовал паи на 49 лет, то есть, по сути стал, их собственником. И ничего на этой земле сделать не может. Если он пойдет на нарушения, его самолеты арестует транспортная прокуратура.

    Разместить площадки базирования для авиации общего назначения за пределами сельхозрайонов тоже нереально.

    - Чтобы создавать свои аэродромы, нужно найти ровные участки с подходами к ним, - говорит пилот Сергей Данильченко. - Безболезненно можно сделать это в районе Евпатории, где земля неплодородная, но по статусу она тоже является землей сельхозназначения.

    Те земли, которые подходят для нужд авиаторов и не имеют такого статуса, уже в собственности либо государства, либо военных.

    - Если мы говорим о развитии малой авиации для привлечения в курортную зону туристов, нужно дать возможность изменить целевое назначение земель на площадках для малой авиации и спорта, - считает Александр Судаков.

    Вероятно, решить проблему поможет создание государственного унитарного предприятия, которому передадут землю под аэродромы для малой авиации.

    - В этом случае будет создана единая вертикаль управления, а бизнес на условиях государственно-частного партнерства примет участие в строительстве инфраструктуры, - говорит Елецкий.

    В правительстве РК решили, что заниматься выделением земель должны муниципалитеты, а не республиканские власти. Главы администраций, в свою очередь, не знают, как решить проблему. Хотя малым авиаторам и нужно-то всего пять площадок на весь Крым: в районе Тарханкута, в Евпатории, Бахчисарае, Феодосии и Керчи.

    Налоги тянут к земле

    Крымские авиаторы считают, что республика могла бы воспользоваться опытом Ульяновской области или Казани, где органы власти своим решением изменили статус нескольких участков сельхозземель и передали их для развития авиации общего назначения. А еще установили льготную ставку налога на землю под аэродромами и вертодромами.

    - Наш коллега из Евпатории платит налог на землю, занятую площадкой, 1,5 миллиона рублей в год, - рассказывает Андрей Елецкий. - Плюс нужно заплатить налог на транспорт в размере 25 рублей с каждой лошадиной силы самолета: для Ан-2, в котором одна тысяча лошадиных сил, получается 25 тысяч рублей. Хотя, например, в Ульяновске и Казани ставку транспортного налога уменьшили до 2,5 рубля.

    Кроме того, авиаторам пришлось оборудовать каждый самолет системой "Маяк", которая стоит 80 тысяч рублей.

    - Мы готовы платить и работать легально, если будут нормальные правила и адекватные цены, - говорит Судаков. - Пока в Крыму многие действуют подпольно: снимаются с регистрации и начинают летать партизанским способом.

    Очередь в небо

    Летать легально проблематично и еще по одной причине: чтобы подняться в небо, нужно уведомить диспетчерские службы гражданской и военной авиации, а свободных воздушных зон, в которых не нужно никого уведомлять, в Крыму практически не осталось. Сколько за день наберется полетов с туристами на воздушном шаре, подсчитать невозможно. Да и хлопотно это - постоянно уведомлять диспетчеров о полете, который длится в среднем 15-20 минут и в одной зоне.

    - Все побережье закрыто: в районе Севастополя находятся Бельбек и Кача, далее аэродром Саки, где действуют ограничения, - говорит Судаков. - От Евпатории до Тарханкута - полигоны, дальше пилотажная зона военного аэродрома, расположенного в поселке Гвардейское. В Симферополе от центрального аэропорта пространство в радиусе 30 километров тоже закрыто для полетов. Над территорией полуострова осталось несколько мест, где еще можно летать: небольшой участок в Белогорском и Бахчисарайском районах и в районе от Феодосии до Судака. Но там вокруг горы, и площадку для посадки не сделаешь.

    Решение этого вопроса зависит от Росавиации.

    Комментарии

    Павел Шперов, председатель подкомитета по транспорту Госсовета РК:

    - Мы можем поднять вопрос о снижении транспортного налога для малой авиации. Поддержит нас Госсовет или нет - не знаю. А вот решения вопроса о выделении земли для стоянок базирования воздушных судов я пока не вижу. По закону на землях сельхозназначения можно разместить только аэродромы сельхозавиации. Но это тоже не выход. Переводить их в другую категорию можно только в исключительных случаях, связанных с государственной необходимостью. Я считаю, что проще восстановить старые аэропорты в регионах Крыма, например, в Багерово, Нижнегорском и Кировском районах, чем переоформлять сельхозземли и менять их целевое назначение, а затем строить на них новые площадки.

    Ольга Бурова, заместитель министра курортов и туризма РК:

    - Мы подготовили свои предложения, которые войдут в программу развития малой авиации. Первое, с чего начнем - это составление перечня площадок, которые могут быть использованы как аэродромы для авиации общего назначения. Затем определим виды самолетов, которые смогут на них базироваться, и разработаем туристические маршруты с учетом размещения площадок.

    Поделиться