Карета на метане
Кроме общественного транспорта перевести на газомоторное топливо планируется машины, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство - не менее 50 процентов таковых, а также около 30 процентов строительного транспорта, машин бюджетных организаций, в том числе кареты скорой помощи, и сельхозтехнику.
Разработчики программы пояснили, что постепенный переход крымского автопарка на альтернативное экологическое топливо необходим в связи с огромным количеством машин и ухудшением экологической ситуации. Это мировая тенденция, например, в Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на компримированном природном газе. Ежегодно растет число такого транспорта и в России, по этому показателю страна занимает 16-е место в мире.
На реализацию этой программы Крыму понадобится 5,2 миллиарда рублей: 270 миллионов- средства республиканского бюджета, 1,7 миллиарда - федерального, 120 миллионов - муниципальных образований, еще три миллиарда рублей - внебюджетные средства. На эти деньги в том числе планируется купить 902 машины, работающие на газе, и ввести в эксплуатацию четыре автозаправочные станции и десять передвижных АЗС.
Экономичный выхлоп
Газомоторное топливо дешевле бензина в среднем на 40 процентов, дизтоплива - на 60 процентов. Так, на крымских АЗС цена бензина А-95 - 39 рублей за литр, дизтоплива - 35, пропан-бутана - 21,40, метана - 15.
- Значит, будет существенная экономия бюджетных средств на топливе, - говорит сопредседатель республиканской общественной организации "Крымские инновационные технологии" Михаил Демурия. - Кроме того, выхлоп от газа гораздо чище, чем от бензина или дизтоплива, соответственно, это улучшение экологии в городах.
Правда, необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. Например, в России стоимость газовых автобусов выше дизельных на 10-20 процентов, а удорожание спецтехники составляет от 10 до 30 процентов.
Однако, несмотря на более высокую стоимость, газовые машины окупаются быстрее дизельных. Газобаллонный самосвал "КамАЗ" окупается на два месяца быстрее дизельного при одинаковых условиях эксплуатации.
В Крыму созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта: газозаправочные станции есть во всех крупных городах полуострова. В то же время сельскохозяйственные районы республики не в полной мере охвачены сетью автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Поставщиком газомоторного топлива в республике являются ГУП РК "Черноморнефтегаз" и ГУП РК "Крымгазсети".
При этом АЗГС в 2014 году востребованы в среднем только на 18,4 процента от проектной мощности из-за малого количества газобаллонных автомобилей в Крыму.
Неподъемное топливо
Разработчики госпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015-2017 годы" считают, что для обновления изношенного автопарка целесообразно закупать газовую технику заводского производства. Ведь перевод на компримированный природный газ грузовой и автобусной техники, находящейся в эксплуатации 8 лет и больше, потребует больших денежных затрат.
Отметим, что один из пунктов этого документа предусматривает и обязательное условие для участия в конкурсах автоперевозчиков, обслуживающих регулярные рейсы на городских и пригородных автобусных маршрутах, требований об использовании транспорта на газомоторном топливе. Но когда эта норма вступит в силу, в документе не сказано. При этом можно предположить, что коммунальным и государственным автотранспортным предприятиям расходы на покупку или переоборудование автобусов под газовое топливо компенсируют из бюджета, а частникам это придется делать за свой счет.
- Эта госпрограмма предусматривает покупку автобусов на газомоторном топливе в лизинг. Его условия: ставка не 14 процентов, как в банке, а восемь, - говорит директор ПАО "Керченское АТП" Игорь Чистяк. - Но даже низкая ставка не делает выгодной такую покупку. Например, автобус ПАЗ стоит около четырех миллионов рублей, а на газомоторном топливе точно такой же автобус по лизинговой программе - пять миллионов. Получается, что цена газомоторного оборудования - один миллион рублей! Я думаю, что она завышена раз в пять. Автоперевозчикам не выгодно покупать такую машину.
Пока большинство автоперевозчиков не имеют финансовой возможности переоснастить или купить новый транспорт под газовое топливо. Они считают, что, если в условия конкурса на пассажирские перевозки включат пункт об обязательном наличии автобусов на газомоторном топливе, многие игроки будут вынуждены уйти с рынка. А их место займут коммунальные и государственные перевозчики, которым за бюджетный счет помогут выполнить это условие.
Как стало известно "РГ", в 2015 году в Симферополе планируют создать государственное унитарное предприятие, которое займется автоперевозками на городских маршрутах крымской столицы.
Павел Шперов, глава подкомитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:
- Сейчас разрабатывается механизм реализации этой программы - кому и за счет каких средств будут компенсировать перевод транспорта на газомоторное топливо. Эта программа нужна Крыму, поскольку перевод транспорта на газ - это мировая тенденция. Источники финансирования будут разные, в том числе и лизинговые программы. Перевод бюджетных авто на газомоторное топливо позволит сэкономить бюджетные средства. Коммунальным предприятиям это тоже выгодно, ведь стоимость газового топлива гораздо ниже.