Поделиться

    Нижегородские эксперты рассказали, как наладить переработку мусора

    Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда Нижнему Новгороду почему-то проще складировать отходы, заполняя все новые и новые полигоны, вместо того, чтобы отдать их бизнесу, что со временем может привести к настоящему коллапсу. Об этом заявила эксперты круглого стола в выездной редакции "Российской газеты" на 17-м международном научно-промышленном форуме "Великие реки".

    Как рассказал депутат нижегородской городской думы Александр Котельников, чтобы очистить город от бытовых отходов, нужно решить три известных проблемы. Это сбор, сортировка и переработка. И именно переработка является самым сложным звеном.

    - Организовать сбор в общем-то несложно, - говорит он. - В городских документах определен и способ раздельного сбора. Опыт по сортировке, к сожалению, отрицательный. В Шуваловской промзоне уже 30 лет стоит муниципальный мусоросортировочный завод, который последние восемь лет вообще не работает. Все закончилось безрезультатно, потому что отсортированные фракции некуда было девать. Завод регулярно был завален то тюками с макулатурой, то с другими отсортированными продуктами, и в итоге все это пришлось просто вывезти на полигон, а завод закрыть. То есть в комплексе цепочка не работала. Переработка пока в Нижегородской области представлена очень слабо.

    По его словам, и региональное министерство экологии, и городская власть сталкиваются с этой проблемой, но пока к ней не выработан правильный подход. Представители власти говорят, что переработка отходов - это бизнес, но почему тогда власть должна этим заниматься? "Вот пускай бизнес запустит этот процесс, а мы ему поможем". А бизнес говорит, что это ему невыгодно, пока нет потока отсортированных отходов.

    Как отметили участники "круглого стола", на Западе давно прижилась концепция "ноль отходов". По сути, никакие отходы там вообще не хоронятся, перерабатываются почти полностью. Где 50, где 70, а где и 90 процентов.

    - По России даже оптимистические источники называют цифру в шесть-восемь процентов, хотя, по Нижнему Новгороду я ее оценивают от силы в два процента, - заключил Котельников.

    За 20 лет Нижний Новгород уже заполнил полигон площадью в 39 гектаров и высотой с 14-этажный дом. Сейчас открыли новый полигон, и его объема хватит в лучшем случае еще на 20 лет, а учитывая все возрастающий объем потребления, а следовательно и упаковки, еще меньше. За год каждый житель Нижнего Новгорода образует тонну бытовых отходов. И если не прекратить его просто складировать, уже следующему поколению нижегородцев мусор девать будет просто некуда.

    Причем, как рассказал директор компании "Экологические технологии" Григорий Свердлик, все это сопровождается транспортной проблемой, поскольку в Балахнинском направлении постоянно идут мусоровозы, создавая пробки на дорогах. Но самая главная проблема в том, что лозунг "отходы в доходы" превратился в целую концепцию, согласно которой власти, не понимая сути вопроса, пытаются переложить решение проблемы на бизнес. На самом деле стартовые инвестиции в отрасль настолько велики, что из этого должна формироваться государственная концепция. На формирование отрасли должны быть выделены колоссальные бюджетные деньги и только после этого туда сможет зайти большой бизнес. Потому что объемы мусоропереработки сопоставимы с объемами всей нефтяной отрасли.

    -То, что сейчас в Нижегородской области все полигоны ТБО частные, это просто абсурд, - считает он. - С 1 января 2016 года вводится лицензирование всей деятельности обращения с отходами, и кто получит эти лицензии, пока неясно. В этой отрасли все должно быть зарегламентировано настолько, чтобы случайного бизнеса здесь не было. Но не факт, что это заработает, и во всех этих мероприятиях пока не прослеживается никаких инвестиций.

    В Госдуме лежит закон о "зеленой точке", предусматривающий включение в цену продукта стоимость его утилизации. Но за 12 лет после принятия Жилищного кодекса законодательство в этой сфере еще не выстроилось полностью. В сфере утилизации мусора ситуация еще лет пять будет меняться законодательно и, не исключено, из одной крайности в другую. А бизнес не пойдет туда, где непонятно, где он не может просчитать свои риски. А ни один банк не даст под такой бизнес кредит.

    Кроме того, ситуация меняется вместе с технологиями. Сейчас уже нет смысла ставить во дворах контейнеры под разные виды мусора, поскольку появилось оборудование, способное полностью решить задачи сортировки. По мнению участников круглого стола, вся система сбора, сортировки и переработки бытовых отходов должна быть в одних руках, как это делается в Европе, где собственник мусора - муниципалитет. И это не случайно. При переработке мусора на уровне 98 процентов, что позволяют сегодня новые технологии, он становится уже не проблемой, а своего рода "полезным ископаемым". Это видно уже и в России: цены на вторсырье растут беспрерывно, сейчас тонна пластиковых бутылок стоит 50 тысяч рублей, что в три раза дороже нефти. То есть мусор становится товаром. Когда это осознают на всех уровнях власти, возможно, что-то сдвинется с мертвой точки.

    Кстати, в ходе круглого стола выяснилась еще одна проблема, вплотную соотносимая с темой форума "Великие реки". Сегодня берега вообще всех рек загажены бытовым мусором. Он гниет, разлагается, попадает в водную систему, неся с собой все, что угодно, вплоть до тяжелых металлов. А потом все это попадает в источники водоснабжения. Как считает доцент кафедры экологии и природопользования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Александр Иванов, этому способствует и то, что в том же Нижнем Новгороде на берегах рек стоят различные промышленные предприятия. А если эту землю, которая ценится крайне дорого из-за своего месторасположения, отдать под жилую застройку, город получит огромные деньги. И одновременно избавится от огромной стихийной свалки.

    Круглый стол получился острым во многом благодаря тому, что в его работе приняли участие юные экологи из некоммерческой организации и студенты ННГАСУ, которые не боялись задавать неудобные вопросы. Впрочем, судя по ответам участников, неудобные они, прежде всего, для чиновников.

    Мнение

    Владимир Марьин, координатор проекта UNIDO в России:

    - Согласно федеральному закону N 458, который был принят в прошлом году и внес существенные поправки в закон "Об отходах производства и потребления", совершенно четко сказано, что с 2017 года все, что может быть переработано, должно быть переработано. То есть речь идет о том, что захораниваться будут только не утильные фракции. И за это время надо все поставить на рельсы, когда все отходы переводятся во вторичное сырье, желательно с сортировкой у места образования отходов. Потом предполагается применение вторичного сырья для производства готовой продукции. Рынок в сфере обращения с отходами должен быть, но проблема заключается в том, что после СССР утеряна система управление отходами. Одни возят, другие хоронят, третьи перерабатывают. Поэтому должен быть единый орган управления потоками отходов. И при этом обязательно должно быть межрегиональное сотрудничество. Потому что предприятия, перерабатывающие отходы, должны учитывать, что происходит в соседнем регионе. Построить в рамках одного региона экономически выгодную систему по сбору и утилизации отходов невозможно по той причине, что у них разная бюджетная обеспеченность, разное образование мусора, инфраструктура. В рамках ЦФО мы создали координационный совет по обращению с отходами, федеральный центр проектного финансирования, который стал некоей моделью управления отходами. Она позволит сократить количество полигонов в ЦФО с тысячи с небольшим до 15-20. И туда пойдут исключительно те фракции, которые уже остались после всех видов переработки, в том числе и после мусоросжигания.

    Поделиться