Как рассказала "РГ" заведующая кафедрой географии Нижегородского государственного педуниверситета имени Козьмы Минина Светлана Соткина, образовательный проект "Эколого-географический марафон" стартовал три года назад при поддержке Нижегородского отделения Русского географического общества, учителей географии школ региона и кафедры географии вуза. Идея заключалась в том, чтобы привлечь к вопросам экологии и изучению родного края ребят всех возрастов, начиная с детсадовцев и заканчивая старшеклассниками (студентами). Впервые она нашла свое воплощение при подготовке к форуму "Великие реки".
- На "Великих реках" обсуждаются проблемы больших рек, - говорит доцент кафедры географии педуниверситета Наталья Мартилова, - а их состояние напрямую связано с состоянием малых рек, которым, к сожалению, в современной практике уделяется не так много внимания. Наша задача была привлечь внимание именно к проблеме малых рек.
Им и был посвящен первый эколого-географический марафон "Малым рекам - наша защита", который проходил в четыре ступени.
- Первая - воспитанники детсадов, - поясняет доцент кафедры географии Мининского университета Ирина Шевченко. Ребята вместе с родителями ходили на речку, делали ее макет и в игровой форме изучали проблемы водоема. Воспитатели проводили познавательные экскурсии и организовали с воспитанниками небольшую уборку территории. После чего представляли видеопрезентации на основе своих фото и видеосъемок. Все заканчивалось книжками-гармошками, раскрашенными детьми.
В школе были уже более масштабные мероприятия. Одно из них - маршрутная игра с "пристанями" - литературной, логической, биологической, химической и другими, где школьники защищали свои проекты очистки и благоустройства малых рек Нижнего Новгорода. А старшеклассники вели уже настоящую научную работу. Отбирали пробы воды из реки, в лаборатории с помощью реактивов определяли химический состав воды малых рек, степень ее загрязненности. И все вместе с учителями выезжали на очистку рек.
Второй такой марафон посвятили уже лесам. Его тема "Сохраняя леса - спасаем будущее" стала особенно актуальной в 2014 году, когда был оценен ущерб масштабных лесных пожаров 2010 года. Точно так же с выходом на природу дети изучали флору и фауну лесов Нижегородской области, их состояние и проблемы. В Городце организовали "Марш парков" в их защиту. Где-то делали кормушки для птиц и организовывали туры по родному краю. В Дзержинске организовали экологическую тропу по местному дендрарию, который является объектом культурно-природного наследия. А в лицее № 40 реализован проект "Лицейский сад", в рамках которого на пришкольной территории учащимися совместно с учителями и родителями высажено более 300 саженцев берез и кедров.
В этом году марафон получил название "Наследие России: сохраняем вместе". В ходе него школьники изучали не только природу, но и культуру родного края, составляли туристические маршруты, находили аналоги объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России. Так, группа учащихся, которой досталась тема найти в России аналог памятника Русалочке, что стоит в Копенгагене, нашла его в виде Ильи Муромца в Муроме. Оба стоят у воды, оба сказочные герои, хорошо известные в мире. Школьники вместе с учителями съездили в Муром, выяснили историю памятника, установили, какие еще достопримечательности есть в городе и его окрестностях и составили туристический маршрут.
Таким образом, как говорят учителя географии, марафон решает сразу несколько задач - познавательную, образовательную, воспитательную, научную, экологическую, туристическую и просветительскую. Они позволяют привлекать к эколого-географической деятельности не только обучающихся и воспитанников детских садов, но и их родителей, различные общественные организации. А самое главное, дети увлекаются географией, и теперь сразу несколько бывших победителей марафонов учатся на географических факультетах в престижнейших вузах страны.