Какие факторы и меры, принимаемые властью региона, этому способствуют - в интервью первого заместителя губернатора Алтайского края Сергея Локтева.
Сергей Александрович, как сегодня выглядит предпринимательский сектор Алтайского края? Какие, возможно, уникальные стимулы для роста деловой активности применяет руководство региона?
Сергей Локтев: Малый и средний бизнес края - это девяносто тысяч хозяйствующих субъектов и сорок процентов работающего населения, занятого на частных предприятиях. Наибольшая доля приходится на индивидуальных предпринимателей, причем по итогам прошлого года динамика вновь регистрируемых субъектов в сегменте малого бизнеса показала рост деловой активности. В регионе на пятнадцать процентов - до 3 651 - выросло количество малых предприятий.
Укрепление позиций Алтайского края в рейтинге субъектов Сибири по уровню развития предпринимательства обусловлено заметным увеличением удельного веса инвестиций и среднего оборота предприятий. Так, по итогам прошлого года объем капиталовложений малого и среднего бизнеса составил 25,8 миллиарда рублей с приростом к 2013-му на 7,6 процента. Оборот малых и средних предприятий достиг 349 миллиардов рублей, темп роста к уровню 2013 года - 103 процента.
Что касается особых мер и стимулов. На мой взгляд, сохранение динамики роста бизнеса в крае определяется системностью подходов в реализации региональной политики поддержки предпринимательства. Алтайский край - несырьевой регион в классическом понимании. Но при этом есть другие, не менее значимые плюсы в виде крепкого, исторически сложившегося аграрного сектора, уникальных климатических условий и природных ландшафтов, научно-технического и промышленного потенциала. По сути, это те магистральные направления, встраиваясь в которые бизнес может быть успешен. Поэтому динамично развивающиеся малые предприятия, в частности, в приоритетных направлениях деятельности, для нас - это точки экономического роста и социальной стабильности одновременно.
Есть четкая позиция губернатора края Александра Богдановича Карлина относительно реализации комплекса мер поддержки предпринимательства: они должны быть адресными и максимально эффективными. При этом адресность поддержки, разумеется, соотносится с приоритетами экономической политики края и актуальными потребностями населения в товарах и услугах. Отмечу, что в 2014 году общий объем средств государственной поддержки, предоставленной предпринимателям в рамках реализации всех отраслевых программ, в регионе составил более 3,5 миллиарда рублей, получателями стало около 8 400 хозяйствующих субъектов. Эффективность бюджетных вложений в предпринимательский сектор по итогам прошлого года предварительно оценивается в соотношении один к четырем. Это значит, что на каждый рубль финансовой поддержки, направленной субъектам бизнеса, в бюджеты различных уровней вернулись четыре рубля в виде налоговых поступлений. В целом предпринимательский сектор формирует четвертую часть доходной части бюджета края.
Если детально рассматривать направления финансовой поддержки, то какие региональные приоритеты сегодня актуальны для начала и развития своего дела?
Сергей Локтев: Приоритизация бюджетных вложений - задача не новая, в том числе и для сферы малого и среднего бизнеса. Другой вопрос, что ее не следует решать фрагментарно, она должна своими целями и задачами быть понятна предпринимателям. В частности, мы сформировали для каждого муниципального образования края "карты потребностей", которыми на основании проведенных исследований и объективного экономического состояния определили востребованные населением и перспективные для бизнеса виды деятельности. Они являются приоритетными как на муниципальном, так и региональном уровнях. Уже в этом году "карты потребностей" будут расширены и трансформированы в "карты бизнеса" для каждой территории края. Они должны содержать всю информацию, необходимую для принятия решения об организации своего дела или инвестировании средств в конкретный проект. В частности, это информация о наличии свободных помещений для ведения предпринимательской деятельности, реализации крупных, в том числе и социальных, проектов, в которых допускается участие предпринимателей, о потребностях и возможностях хозяйствующих субъектов для развития кооперационных связей, анализ рынка труда и так далее.
Отмечу, что в прошлом году в муниципальных образованиях наибольшее развитие с учетом "карт потребностей" и с применением механизмов господдержки получили такие значимые направления как социальное предпринимательство, оказание бытовых услуг, строительство. Поддержано около двухсот предпринимательских проектов на сумму более 86 миллионов рублей. К примеру, удалось удовлетворить потребности в производстве стройматериалов и оказании строительных услуг в семнадцати муниципальных районах. В восьми территориях открыты новые стоматологические кабинеты. Дополнительные бюджетные инвестиции, а также кредитные средства, привлеченные с использованием механизмов господдержки, способствовали значительному росту - в среднем в 1,3 раза - объемов выпускаемых товаров для детей, в том числе школьной формы и других текстильных и швейных изделий, молочной и кисломолочной продукции, мебели.
Помимо прямой бюджетной помощи, предприниматели края активно пользуются услугами Алтайского гарантийного фонда и Алтайского фонда микрозаймов. Как эти финансовые институты поддержки адаптированы под сегодняшние экономические условия и запросы бизнеса?
Сергей Локтев: Еще несколько лет назад, при их создании, мы исходили из того, что эти региональные инструменты финансово-кредитной поддержки должны быть, во-первых, максимально доступными для бизнеса, во-вторых, лишены формальных препон, традиционно осложняющих взаимодействие предпринимателей с кредитными учреждениями. Сейчас, с учетом сложившейся практики и результатов деятельности фондов, можно сказать, что мы приблизились к этому. Помимо центрального офиса регионального фонда микрозаймов, созданы и работают четырнадцать его филиалов в городах и районах края.
Таким образом, у предпринимателей значительной части территорий региона отпала необходимость ехать в Барнаул за получением займов. Это достаточно оперативно можно сделать на местах. А условия получения микрозаймов, несмотря на непростую экономическую ситуацию в конце прошлого года и начале нынешнего, мы оставили неизменными. Еще с осени 2014-го годовая ставка за пользования микрозаймом зафиксирована на уровне 8,5 процента. Срок возврата заемных средств для предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты, был увеличен до трех лет.
Обращение предпринимателей за поручительством в гарантийный фонд фактически ограничивается подачей заявки в банк-партнер. Причем сотрудничество гарантийного фонда с федеральным Агентством кредитных гарантий сегодня позволяет предоставлять финансовые гарантии бизнесу перед банками, не ограничиваясь действующими лимитами размера поручительства. Кроме того, сегодня мы рассматриваем возможности расширения использования залоговых поручительств по банковским кредитам, и у бизнеса есть потребность в поручительствах по банковским гарантиям, договорам финансовой аренды (лизинга). Капитализация Алтайского гарантийного фонда сейчас превышает 580 миллионов рублей. За время его работы под поручительства фонда предприниматели привлекли на развитие своей деятельности свыше 3,5 миллиарда рублей банковских средств.
Дополнительные новации по созданию благоприятных условий развития бизнеса в этом году включены в региональный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Какие преференции они предусматривают?
Сергей Локтев: План мероприятий был утвержден губернатором края в начале года с целью координации действий властей всех уровней для оперативного и адекватного реагирования на изменяющуюся экономическую и социальную ситуацию. Для сохранения стабильного развития предпринимательской сферы мы посчитали необходимым рассмотреть возможность введения в регионе налоговых каникул для впервые зарегистрированного бизнеса, занятого в приоритетных для социально-экономического развития видах деятельности. Мы намерены совершенствовать региональную патентную систему налогообложения для расширения ее использования предпринимателями. К этой работе подключены представители как предпринимательских объединений края, так и законодательной власти.
Также в рамках антикризисных мер актуальной является работа по оптимизации различных бюрократических процедур при организации и ведении предпринимательской деятельности. В крае она координируется постоянно действующей межведомственной комиссией по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства. Разработанные под патронатом комиссии региональные "дорожные карты" по созданию благоприятных условий для бизнеса в строительной сфере и повышению доступа предпринимателей к энергетической инфраструктуре уже позволили частично снизить административные, финансовые и временные издержки бизнеса.
Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос принятия национальной стратегии развития малого и среднего бизнеса. В Алтайском крае такой региональный документ уже принят. Какие предприятия рассматриваются в качестве стратегических?
Сергей Локтев: Действительно, в конце 2013 года мы закрепили развитие предпринимательского сектора края соответствующим стратегическим документом на период до 2025-го. В нем обозначены ориентиры для бизнеса в плане дальнейшего развития и, соответственно, задачи власти для достижения желаемого результата, которые определяются конкретными показателями по численности занятых в малом и среднем бизнесе, объему инвестиций, доли в валовом региональном продукте. Скажем, к 2025 году доля занятых в малом и среднем бизнесе должна составить до семидесяти процентов от численности всего населения края, работающего в экономике.
Что касается стратегических флагманов, то скажу без привязки к масштабам предприятий, - это, в первую очередь, социально ответственный бизнес. Способный на конструктивное взаимодействие с властью в вопросах, затрагивающих интересы общества и государства.