Новости

20.05.2015 15:00
Рубрика: Экономика

Урожай спасен

Спрос села на авиауслуги растет
Угодья Кубани, на которых проводятся авиационные сельскохозяйственные работы, увеличились более чем в два раза за 20 последних лет. Если в 1996 году эти объемы составляли 981 тысячу гектаров, то сейчас - свыше двух миллионов. Однако это составляет менее четверти авиационных работ, по сравнению с 1980-ми годами.

Наиболее часто авиация применяется для борьбы с вредителями, болезнями и для внесения удобрений на посевы зерновых культур. Несмотря на то что за последние годы удельный вес применения авиатехники в АПК увеличивается, эти показатели пока отстают от доперестроечных.

По словам ученого секретаря, доктора технических наук Научно-производственной компании "ПАНХ" Валерия Асовского, основной объем авиационно-химических работ в сельском хозяйстве Краснодарского края выполняется самолетами Ан-2 и вертолетами Ми-2. Кроме этого, авиационные услуги осуществляются с использованием микросамолетов и дельталетов.

В Краснодарском крае на постоянной основе авиаработы ведут пять коммерческих компаний, имеющие сертификат эксплуатанта для выполнения этих работ. Число вертолетов, задействованных для этих целей, сейчас не превышает 15 единиц. Однако в "горячий сезон", в разгар полевых работ, это количество возрастает вдвое за счет привлеченной техники, которой владеют другие организации и индивидуальные предприниматели региона.

Парк вертолетов для авиационно-химических работ последние десятилетия практически не обновляется. Связано это с несколькими факторами.

- Во-первых, производство апробированных и хорошо себя зарекомендовавших вертолетов типа Ми-2 и Ка-26, переданных ранее в Польшу и Румынию, прекращено, - поясняет Асовский. - Во-вторых, - работы по глубокой модернизации этих вертолетов, прежде всего Ми-2, на протяжении многих лет по разным причинам "буксуют" и не доведены до логического завершения. В-третьих, имеются проблемы оснащения вертолетов специальной сельскохозяйственной аппаратурой и запасными агрегатами и частями.

Кроме того, отечественные вертолеты современной разработки типа Ка-226 и "Ансат", потенциально способные заменить устаревшие модели, не адаптированы и не отработаны для сельскохозяйственного применения в нашей стране. А по своим заявленным базовым ценам (стоят они более четырех миллионов долларов) просто недоступны для небольших компаний, занятых выполнением авиаработ в АПК. То же самое относится и к зарубежным моделям.

- Развитие рынка авиационных работ на территории Краснодарского края будет определяться дальнейшим развитием сельского хозяйства и платежеспособным спросом на авиационные услуги, - полагает сотрудник Кубанского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук Максим Федоренко. - Объемы авиационных работ в значительной степени зависят от финансового состояния сельхозпредприятий. Спрос на авиационные услуги удовлетворен не полностью, следовательно, объемы работ в перспективе увеличатся.

На Кубани использование вертолетов для выполнения авиационно-химических работ началось в начале 1960-х годов. Первоначально они использовались преимущественно на виноградниках, в садах и в предгорьях, но в дальнейшем, с появлением более мощных вертолетов типа Ми-2 и Ка-26, расширили сферу своего применения на практически все виды работ, включая обработку полевых культур.

- Эффективность применения вертолетов дополнительно определяется также высоким качеством их обработок, высокой мобильностью и неприхотливостью по базированию, - полагает Валерий Асовский. - А высокая целевая и экономическая эффективность потенциально определяет и хорошие перспективы для дальнейшего использования и развития таких обработок.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край