В середине апреля 2015 г. "Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта" в своем обращении в ФАС отметила, что "если в I квартале 2015-го средняя цена тонны керосина составила 27 тысяч рублей, то в апреле - достигла 36 тысяч. Авиакомпании тратят на топливо треть своих расходов, поэтому перевозчики вынуждены сокращать маршрутную сеть". Причем "цена на топливо устанавливается произвольно и непредсказуемо, вне зависимости от динамики цен на топливно-сырьевых биржах". В ответ руководство ФАС заявило, что будет более тщательно отслеживать ситуацию и проведет необходимые проверки.
Тем временем в РФ пока сохраняется рост вертолетного парка. По данным реестра гражданской авиации, на I квартал 2015 г. в стране зарегистрировано 2605 этих машин, что на 5,2 процента больше уровня 2014-го. Рост произошел в основном за счет зарубежных поставок. Но удорожание топлива может остановить рост вертолетного парка и снизить производство машин в РФ.
Эксперт "Креон энерджи" Филипп Никонов пояснил "РГ", что к росту цен на авиатопливо привел резкий скачок курса доллара в конце прошлого года в сочетании с падением стоимости нефти на мировом рынке. На цену повлиял также налоговый маневр, точнее, введение акциза на авиатопливо в размере 2300 рублей. Это резко снизило интерес переработчиков к этому продукту. НПЗ, соответственно, увеличили объемы выработки дизельного топлива (ДТ), уменьшив выработку топлива для авиации.
Налоговый маневр, добавил эксперт, подразумевает более выгодные условия для продажи нефти на экспорт, чем для ее переработки внутри страны. Потому в дальнейшем возможны два сценария. Либо все остается как есть, либо ФАС может попытаться "административно" понизить цену. Но тогда произойдет резкое падение производства авиатоплива и на рынке возникнет дефицит. И после непродолжительного снижения цен произойдет их резкий скачок.
Ценовая ситуация привела к тому, что вновь поднимаются вопросы о переводе вертолетов на продукты переработки попутного нефтяного газа (ПНГ). По многим экспертным данным, использование авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), получаемого из ПНГ, позволяет увеличить ресурс двигателей на 25-30 процентов, а расход топлива сократить на 5-7 процентов. Причем АСКТ может быть в полтора-два раза дешевле авиакеросина. Вдобавок АСКТ более экологично, а также эксплуатационно надежно при использовании в зимних условиях.