На Дальнем Востоке создадут ТОР для японских инвесторов

На Дальнем Востоке может быть создана специальная территория опережающего развития для японских инвесторов, руководить ей будет японская управляющая компания. С этой идеей на третьем российско-японском форуме выступил заместитель главы Минвостокразвития Сергей Качаев.

Позже в беседе с корреспондентом"РГ" он пояснил, что японцы вправе сами выбирать любое место или территорию в девяти субъектах Дальнего Востока, там, где им удобнее инвестировать в обмен на налоговые льготы и административные преференции с российской стороны. По его словам, китайские инвесторы уже облюбовали для себя такую спецтерриторию в Амурской области.

Качаев озвучил еще два возможных направления совместной работы с японскими компаниями - размещение инвестиционных проектов, а также создание портовой, сельскохозяйственной, инженерной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность этих проектов. Замминистра напомнил, что уже в 6 субъектах Дальнего Востока созданы территории специального развития (ТОРы). Более того, начаты успешные совместные проекты с двумя крупными японскими компаниями. Один из проектов связан с созданием в Хабаровске комплекса теплиц площадью 2 гектара с перспективой расширения до 10 гектаров. Для этого создано совместное российско-японское предприятие. Основными инвесторами стали японская корпорация "Джей Джи Си" и Хоккайдо Банк. Объем заявленных инвестиций более двух миллиардов рублей.

Второй проект касается реконструкции аэропорта Хабаровска, включая разработку мастер-плана и привлечение японских компаний, занятых в области строительства, сервиса, ресторанного и гостиничного бизнеса. В том числе, участия в перспективе в роли управляющей компании аэропорта.

Участия японских партнеров, подчеркнул Сергей Качаев, ждут также и при реализации масштабного проекта по созданию свободного порта "Владивосток" на юге Приморья. Он объединит 13 российских муниципалитетов и будет наделен особыми правами упрощенной регистрации предприятий, уплаты единого налога, безвизового режима. По словам Качаева, в перспективе свободный порт позволит сократить транспортные издержки стран Азиатско-тихоокеанского региона, свяжет их транспортными коридорами с российским Приморьем и выведет на кратчайший путь из Азии в Европу. Эти и другие проекты замминистра предложил обсудить японским коллегам не только на сегодняшних секциях, но и продолжить дискуссии на первом Восточном экономическом форуме, который пройдет с 3 по 5 во Владивостоке. Решение о его проведении в регионе принял накануне президент России, подчеркнул Качаев.

Заместитель председателя Федерации экономических организаций Японии, председатель российско- японского экономического комитета Норио Сасаки в ответ порадовал, что по результатам анкетирования японских компаний, интерес к Дальнему Востоку устойчиво растет. "58 процентов опрошенных японских предприятий оценивают совместные проекты как перспективные, что соответствует приоритетам российского правительства по развитию этого региона", - сказал Сасаки. По его данным, сегодня на Дальнем Востоке развивают бизнес 140 японских компаний. Они вносят вклад в российскую экономику с помощью внедрения энергосберегающих и экологических технологий, строительства инфраструктуры высокого уровня.

Сасаки напомнил, что при российско-экономическом комитете создан Дальневосточный отдел, который отслеживает все новации своего российского соседа. А проект о создании свободного порта Владивосток японцам особенно интересен и с точки зрения включения в него свободной торговой зоны, освобождения от виз и предоставления налоговых льгот. "Но пока у нас мало информации", - обратился Сасаки к представителю Минвостокразвития с просьбой как можно подробнее объяснять иностранным инвесторам их преимущества при "вселении" в свободные экономические зоны и на территории опережающего развития. И предложил кроме того учитывать идеи и предложения японского бизнеса.