Пранаб Мукерджи: Партнерство России и Индии будет только укрепляться

По итогам визита в Москву, приуроченного к празднованию 70-летия Победы, президент Индии Пранаб Мукерджи дал интервью "Российской газете" и ТАСС.

Господин президент, 20 лет назад вы были в Москве на праздновании 50-летия Победы. Какое значение для вас имел нынешний визит?

Пранаб Мукерджи: Я был рад возможности встретиться с нашими давними традиционными друзьями в Москве, включая президента России Владимира Путина. Мы много раз встречались по разным поводам, когда я занимал должности министра обороны, главы МИД и министра финансов Индии. Уже в качестве президента Индии я имел честь дважды принимать Владимира Путина в своем дворце, в том числе в конце прошлого года.

Я принимал участие в праздновании 50-летия Победы и был восхищен мужеством и беззаветным героизмом советских солдат и народа России, их огромным самопожертвованием в годы Второй мировой войны. Индийский народ с воодушевлением воспринял сокрушительное поражение фашистов и нацизма от вашего народа. Мне выпала честь отдать дань уважения у монумента "Родина-Мать" в Санкт-Петербурге. Этот памятник символизирует дух самопожертвования, патриотизма, доблести и мужества. Я был преисполнен глубочайшей благодарности к ветеранам, которые принимали участие в параде. Им всем было больше 70 лет. Некоторые сражались в рядах Красной Армии под командованием великого маршала Жукова, которому сдалось высшее немецкое командование в Берлине. Я до сих пор помню тот прекрасный парад Победы. Все, кто находился на Красной площади, были очень впечатлены.

Наше особое привилегированное стратегическое партнерство в ближайшие годы будет только укрепляться

Наши отношения никогда не омрачали ни конфликты, ни войны. По сей день в России вспоминают очень популярное в советское время выражение "хинди - руси бхай, бхай". Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений между нашими странами?

Пранаб Мукерджи: Я бы оценил наши отношения как всесторонние. У Индии появился первый стратегический партнер - Россия. С 1990-х годов мы подписали различные соглашения и протоколы. Я до сих пор помню, как в 1993 году, когда президент Ельцин прилетел с визитом в Индию, мы решили очень сложную проблему в наших отношениях, касающуюся соглашения о курсе рубля к рупии 1978 года. В то время я занимал должность министра торговли, на посту премьер-министра находился Нарасимха Рао, а бывший глава правительства Манмохан Сингх был министром финансов Индии. У Индии перед Россией накопился большой долг, и благодаря коллективным усилиям мы смогли решить этот вопрос. Это помогло увеличить объемы экспорта в Россию, в частности, чая, табака и фармацевтической продукции. И мы смогли выплатить долг поэтапно, как предусматривалось соглашением. Индия всегда рассматривала Россию в качестве правопреемницы Советского Союза, поэтому долг должен был быть выплачен.

Наши партнерские отношения и прежде носили позитивный характер, а с тех пор набирали обороты. Это касается сотрудничества в области торговли и обороны, общих представлений относительно важных мировых событий, нашего взаимодействия на многосторонней и региональной основе.

Как вы видите развитие нашего сотрудничества в атомной энергетике и топливно-энергетическом комплексе?

Пранаб Мукерджи: Я считаю сотрудничество с Россией в атомной энергетике важным направлением. Когда я был министром иностранных дел в 2008 году, мы подписали договор о сотрудничестве в области ядерной энергетики с Соединенными Штатами, который известен под названием "Соглашение 123". После этого необходимо было предпринимать определенные меры. Россия была одной из наиболее активных стран, которые помогали нам в рамках различных ядерных форумов и объединений, в том числе Группы ядерных поставщиков. Москва помогла нам завершить оформление этого соглашения. Участие в самом важном проекте - АЭС Куданкулам, которая будет снабжать нашу страну ядерной энергией, является уникальным вкладом России в укрепление дружбы между нашими странами. Индия испытывает дефицит в энергетике. Даже углеводородные источники очень важны для нас, не говоря о ядерной энергии и энергии, получаемой нетрадиционным способом. Мы убеждены, что защита окружающей среды и потребности экономического развития не противоречат, а дополняют друг друга. И в условиях стратегического привилегированного партнерства с Россией мы сможем преодолеть многие трудности в этих областях.

Военно-техническому сотрудничеству наших стран исполнилось более полувека. Отношения в этой отрасли вышли на новый уровень: Индия и Россия вместе разрабатывают новые технологии, модернизируют вооружения. Какие еще перспективы здесь открываются?

Пранаб Мукерджи: Мы действительно вывели наши отношения на новый уровень, и это уже не отношения по схеме "покупатель - продавец". На каком-то этапе Россия была ведущим поставщиком военной техники в Индию. Примером сотрудничества в оборонном секторе является сверхзвуковая ракета "БраМос" - продукция совместного производства с применением индийских и российских технологий. При этом наша военная политика носит не наступательный, а оборонительный характер. Мы не являемся сторонниками агрессивной политики. Наши страны развивают отношения в разных областях - от производства стали и металлургии до машиностроения и космической отрасли, в которой применяются технологии высшего порядка. Я убежден, что наше особое привилегированное стратегическое партнерство в ближайшие годы будет только укрепляться.

У Индии и России часто совпадают точки зрения на международные проблемы. Мы тесно сотрудничаем в ООН, БРИКС и ШОС. Как вы оцениваете внешнеполитическое сотрудничество Москвы и Дели?

Пранаб Мукерджи: Во многих случаях совпадение взглядов помогало нашим странам выработать совместную стратегию в многостороннем и двустороннем форматах, а также в ООН. Это происходило даже в сложный период 1970-х годов. Тогда народ Восточного Пакистана, который теперь называется Бангладеш, боролся за свободу и самоопределение. Россия поддержала его вместе с Индией. Это были совместные действия на международной арене, включая площадку Совета Безопасности ООН, которые подготовили почву для появления нового государства, которое теперь является важным членом международного сообщества. Я привел вам всего лишь один пример, но таких примеров много. Я помню, как в 2006 году обсуждалась концепция БРИК, еще без Южно-Африканской Республики. Тогда состоялась первая встреча министров иностранных дел в кулуарах заседания Генассамблеи ООН. Я был на этой встрече вместе с господином Лавровым, а после состоялся саммит. С тех пор внутри БРИКС, внутри стран - членов ШОС, на площадке ООН и внутри "двадцатки" мы занимаем сходные позиции, у нас общий взгляд на международные проблемы. С годами сотрудничество на международной арене укрепило наши отношения.

Индия в своем развитии сделала ставку на ускоренное внедрение современных технологий и достигла огромных успехов. Ваша страна за очень короткий промежуток времени вошла в десятку передовых стран в этой сфере. За счет каких механизмов Индия так успешно продвигается в этом направлении?

Пранаб Мукерджи: Акцент на развитие технологий, науки, поощрение научно-исследовательских, инновационных и научно-производственных организаций на начальном этапе и после, предоставление организационной поддержки при планировании - все вместе дало такой эффект. И это по большому счету заслуга первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру. Наши усилия вышли на новый уровень, когда премьер-министром была его дочь Индира Ганди. Затем, в 90-е годы, другие главы правительства также внесли вклад в создание научного потенциала, в развитие организационной инфраструктуры, в дело поощрения инновационной деятельности и научных исследований. Мы убеждены, что для успеха как в области демократических преобразований, так и для социально-экономического подъема организационная и институциональная поддержка, выраженная в экономических и политических мерах, абсолютно необходима. Это одна из причин, благодаря которой мы смогли достичь успеха. У нас отличные институты, и Индия оптимально их использует.

Некоторые из наших выдающихся ученых, такие как доктор Бхаба, работавший в области ядерной энергетики, и доктор Викрам Сарабхай, работавший в области космических разработок, внесли неоценимый вклад в науку и стали ее пионерами. Мы всегда помним о нашей философии: наука должна использоваться во имя благоденствия человечества и мира, а не становиться ареной состязания сверхдержав, не быть инструментом уничтожения мира, а служить интересам населения земного шара, улучшать социально-экономические условия жизни.

Господин президент, вы проделали большую работу на высшем государственном посту. Какие задачи ставите перед собой на перспективу?

Пранаб Мукерджи: При вступлении в должность президент Индии приносит присягу в присутствии главного судьи Верховного суда и клянется, что будет защищать Конституцию. Это моя главная задача. Конституционная власть президента подвергается серьезным испытаниям, когда после всеобщих выборов встает вопрос о назначении нового премьер-министра и членов кабинета. Если есть явное большинство, как это произошло на всеобщих выборах в 2014 году, задача упрощается. Президент поручает лидеру партии, получившей большинство голосов, сформировать правительство. Так происходило в Индии с 1950 года. Однако с 1989-го по 2009-й год на парламентских выборах не было явного большинства ни у одной партии или группы партий. Задача президента состоит в том, чтобы обеспечить формирование правительства, гарантирующее политическую стабильность.

У меня также большие планы относительно президентского дворца Раштрапати-Бхаван. У нас есть ценная коллекция произведений искусства, библиотека, в которой хранятся документальные свидетельства многих важных событий. Здание окутано завесой тайны. Я попытался развеять эти мифы, открыв комплекс для посещения простым гражданам. Ежегодно президентская резиденция принимает более 500 тысяч посетителей. Кроме того, я помогаю в создании музея, в котором будет много интересных экспонатов. Занимаюсь также проблемами высших учебных заведений. Посещаю их, даю советы и рекомендации. Кроме того, работаю с представителями творческих профессий, начинающими артистами, писателями, художниками, с молодежью, занятой в инновационной сфере. Некоторые из них получают приглашения на посещение президентского дворца.

Какие блюда индийской кухни вы предпочитаете?

Пранаб Мукерджи: В Индии вы встретитесь с разными блюдами. Я родом из восточной части Бенгалии. Там любят сладости и рис. Жители юга страны также предпочитают рис, но приготовление его совершенно другое. На северо-западе предпочитают пшеничные изделия. Я думаю, что российским гостям понравится наше угощение. Для банкетов в президентской резиденции предлагается индийская и западная кухня.

Имя великого бенгальца Рабиндраната Тагора хорошо у нас известно. Его произведения переведены на русский язык и много раз издавались в Советском Союзе и в современной России. Я слышал, что вы не просто знакомы с его творчеством, но и некоторые стихи знаете наизусть.

Пранаб Мукерджи: Конечно, я могу вспомнить несколько строк из стихотворений Рабиндраната Тагора. Но прежде я бы хотел рассказать об одном событии. Он умер в возрасте 80 лет, в августе 1941 года. Друзья Тагора знали о его любви к России и писали, что он очень интересовался ходом событий войны. За несколько часов до хирургической операции ему сообщили, что русские нанесли поражение наступающим немецким войскам и перешли в контрнаступление. Тогда он сказал: "Да, только они могут это сделать. И я рад, что они это сделают".

Тагор написал очень красивую поэму, в которой описал, как развивалась Индия на протяжении столетий. Это поэма о душе Индии. Вот строки из нее: "Из скольких ручьев состоит Индия? Никто не знает. Сколько разных людских потоков в Индии? Откуда они? Как они сюда попали и слились воедино в обширное море человечества?" Это и есть Индия. Если проанализировать состав населения нашей страны, вы обнаружите, что здесь присутствуют все основные этнические группы: представители белой расы (большое число их живет на северо-западе), дравидийцы на юге, вся северо-восточная часть Индии заселена представителями монголоидной расы. Слияние разных этносов является отличительной чертой Индии.

В 1930 году нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор исполнил песню воспитанникам "Коммуны пионеров Алисы Кингиной" (коммуна детей-сирот в СССР. - Прим. "РГ"), которая потом стала национальным гимном Индии. Он всегда говорил о гуманизме. А человеческая душа способна нести свою проповедь далеко, и она не знает границ.

В этом году вы отмечаете юбилей - 80 лет. Из них почти 60 лет вы находитесь рядом с супругой Суврой, с которой воспитали замечательных детей. Какие советы вы даете своим детям? Какие семейные ценности чтите превыше всего?

Пранаб Мукерджи: Моя семья унаследовала систему ценностей нашей цивилизации, в которой семейные узы - это святое. В Индии при такой численности населения случаи разводов единичны, хотя закон предоставляет все возможности. В моей семье чтят эти ценности, и мы воспитывали своих детей в уважении к ним.

Моя жена художник и хорошо исполняет песни Тагора. Моя дочь танцует катхак - классический индийский танец. Сейчас она занимается политикой, с которой достаточно тесно связана вся моя семья. Мой старший сын был инженером и экспертом в области сталелитейной металлургии, а сейчас он член парламента, причем в третьем поколении. Мой отец был борцом за свободу, сражался против войск британского империализма, против британского правления в Индии и провел несколько лет в тюрьме за свою борьбу.

Вы находитесь во власти уже много лет как президент, ранее - как министр, член правительства. Наш традиционный вопрос: что для вас власть?

Пранаб Мукерджи: Это извечный вопрос, которым задаются многие. Я прочитал очень интересную книгу о том, как американские президенты использовали свою власть, начиная с Джорджа Вашингтона до Авраама Линкольна, далее Франклин Рузвельт, чей срок выпал на Вторую мировую войну, а также лидеры более позднего периода - Джон Кеннеди и Билл Клинтон. Очень трудно дать определение власти. Это одна из ключевых ценностей индийской цивилизации. Власть - это не накопление и концентрация, власть есть рассеивание и рассредоточение. Если вы действительно хотите насладиться властью, то должны отказаться от власти. Это противоречиво лишь на первый взгляд. Если вы верите в то, что власть остается у людей, которым вы служите, тогда вы можете по-настоящему насладиться ею. Если же вы хотите сосредоточить власть в своих руках, то нужно вспомнить пророческие слова лорда Джона Актона: "Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно".