Сегодня глава авиакомпании Lufthansa Карстен Шпор в интервью Frankfurter Allgemeinen Zeitung предложил ввести незапланированные медицинские осмотры летчиков.
По его словам, это поможет "уменьшить неуверенность насчет психического состояния пилотов". Как предложил Шпор, необходимо также проверять, в каких случаях врачи, проводящие осмотры пилотов, могут быть освобождены от обязанности сохранения медицинской тайны. Сигналом о существующих психических расстройствах может быть также регулярный прием антидепрессантов, которые, однако, иногда прописываются при хронических болях.
Предложение о снятии "обета молчания" медиков наталкивается на сопротивление юристов. Ведь подобные меры могут привести к тому, что психически больные пациенты будут избегать обращаться к врачам. Для таких профессий, как пилоты, это было бы неприемлемо.
Некоторые специалисты предлагают разрешить врачам сообщать работодателю о здоровье пациента в особо критичных случаях. Однако и тут ожидается сопротивление юристов: ведь пациенты будут знать и об этой возможности, а это тоже будет препятствием для принятия решения об обращении к врачу. С другой стороны, возрастет опасность злоупотребления медицинскими сведениями в случаях, когда больные предпочли бы сохранить тайну о своих расстройствах, не опасных для общества.
Спонтанные проверки должны быть нацелены на то, чтобы пилоты не скрывали свои болезни от авиакомпаний, считает глава Lufthansa. Это станет более серьезным и надежным инструментом для предотвращения катастроф. Ведь в случае выявления скрытого расстройства во время неожиданного осмотра летчикам будет грозить увольнение и полная потеря работы. Поэтому они будут вынуждены своевременно самостоятельно сообщать работодателю о своих болезнях.
Пилот авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц, страдавший депрессией и принимавший антидепрессанты, а также другие психотропные медикаменты, скрыл от авиакомпании Germanwings свою болезнь и порвал бюллетени, выписанные также на день рокового рейса Дюссельдорф-Барселона. Предполагается, что регулярные спонтанные контроли летчиков помогут своевременно выявить подобные случаи.
Тем не менее, критики вспоминают и тот факт, что концерну Lufthansa было известно о болезни Лубица. В медицинских актах, предоставленных прокуратуре, депрессия была зафиксирована. В летной лицензии пилота также было помечено, что он должен регулярно проходить осмотры у врачей, в том числе психиатров.
Пока что решение о последствиях для авиакомпании Lufthansa и о размере ее ответственности в произошедшем принято не было. Прокуратура города Дюссельдорф до сих пор не закрыла дело о катастрофе. Французское ведомство по авиасообщению BEA установило, что 27-летний пилот Лубиц намеренно и в полном сознании вызвал катастрофу, резко снизив самолет во французских Альпах. В это время капитана воздушного судна в кабине не было, поскольку Лубиц запер дверь кокпита, когда он вышел. По предварительным предположениям, эти действия были вызваны решением второго пилота покончить жизнь самоубийством.