Обмен такими инспекциями предусмотрен Договором "Открытое небо". Россия участвует в нем не один десяток лет и даже имеет под эту миссию специальный летный отряд. Самолеты авиационного мониторинга дислоцируются на двух подмосковных военных аэродромах. В Чкаловском стоят Ту-154 МЛК, оборудованные аппаратурой видео- и фотоконтроля. На Кубинке - Ан-30Б с аналогичными приборами на борту. Одна из "антоновских" машин как раз полетит в Словению и Хорватию.
Ее старты пройдут с аэродромов открытого неба Любляна (Словения) и Загреб (Хорватия). В Минобороны РФ говорят, что инспекционные маршруты были заранее согласованы с местными военными. Максимальный путь, который российский Ан-30Б проделает в небе этих государства, - 500 и 1300 километров соответственно. Для относительно небольших стран бывшей Югославии это - приличное расстояние. Так что у наших инспекторов будет возможность снять на пленку сразу несколько военных городков. Осматривать их на земле и садиться вне указанных хозяевами аэродромов российским контролерам категорически запрещается.
В принципе такие полеты можно назвать официально санкционированным воздушным шпионажем. Но дипломаты, да и военные предпочитают более "мягкую" терминологию. Они именуют эти миссии контрольными, имея в виду предусмотренный Договором "Открытое небо" официальный мониторинг перемещения войск внутри страны. Соглашение, в общем-то, и придумали для того, чтобы исключить внезапное нападение какого-то государства на соседей. Если инспекторы зафиксируют с воздуха, что оно без предварительного уведомления подтягивает к границе армейские части или направляет к пограничным водам свои военные корабли, сопредельные страны немедленно об этом проинформируют. И кое-кому придется объяснять международному сообществу, что за нужда заставила проводить такие маневры.
Начальник Национального центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков сказал корреспонденту "РГ", что командировка в Словению и Хорватию станет в этом году 14 и 15 зарубежной миссией российских наблюдателей в рамках "Открытого неба".
Ответных инспекций было куда больше. Их список на будущей неделе пополнит полет над одним из районов России военных из США и Норвегии. В нашу страну контролеров доставит турецкий самолет наблюдения CN-235. Он не имеет какого-либо оружия. Зато там установлены аэрофотоаппараты, прошедшие международное освидетельствование с участием российских специалистов. Это исключает использование технических средств наблюдения и фиксации, не предусмотренных Договором по открытому небу.
Справка "РГ"
Договор "Открытое небо" распространяется на огромную площадь, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран. Вместе с тем, самолет с контролерами на борту должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в договор "Открытое небо".
Концепцию взаимного воздушного наблюдения еще в 1955 году сформулировал президент США Эйзенхауэр, а подписание Договора "Открытое небо" произошло по инициативе Джорджа Буша в 1989-м. Сегодня в этой программе участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия и Швеция и некоторые другие страны. По заявкам неприсоединившихся к Договору государств решение принимает базирующийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба". Первоначально подпись под документом поставили 27 стран, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех с лишним десятков. Но и это не предел - Договор имеет неограниченный срок действия и открыт для всех.
На снимках, сделанных с борта самолета наблюдения, должны четко распознаваться основные виды военной техники и, к примеру, ракетная установка не должна смахивать на подъемный кран. Отснятые во время воздушной инспекции кадры при желании могут получить не только хозяева армейских и флотских баз, но и каждый участник Договора.