Эксперты: Почти 20% работников готовы доносить на начальство за деньги

Начальство редко бывает довольно работниками. Впрочем, и работники тоже довольны начальством не так часто. Особенно когда нарушаются трудовые права. Опрос, который провел рекрутинговый портал Job.ru, показал: почти 60% работников готовы заявить о нарушениях работодателя в трудовую или налоговую инспекцию. Но у каждого работодателя есть немало возможностей приструнить жалобщиков. Поэтому большинство граждан (48,7%) станут жаловаться лишь анонимно. И лишь 25,4% готовы вступить в бой открыто. Женщины, конечно, более осторожны, чем мужчины, - на анонимность рассчитывают 52,8% против 44,4%. С возрастом смелости прибавляется: готовы "открыть личико" лишь 42% работников до 35 лет и 61% тех, кому за 45.

Кроме идейных борцов с несправедливостью немало и тех, кто готов "докладывать" о нарушениях начальства тайно, но за деньги - 17,7%. Проще говоря, потенциальных доносчиков. Но, конечно, 68% из них согласятся на это лишь при условии анонимности, и только 5% все равно - они готовы "стучать" и в открытую.

Конечно, причины для недовольства всегда находятся, но наши люди в принципе не против пожаловаться на начальство. Многие знают, что на собеседовании никогда нельзя плохо отзываться о своих прошлых работодателях, так как это показывает тебя не с лучшей стороны, и все равно это делают.

Несколько иначе выглядит ситуация в европейских компаниях, где совсем другая деловая культура. Там, докладывая "наверх" о недостатках, люди проявляют свою сознательность, а к жалобам относятся как к стремлению улучшить работу. Это не воспринимается как "стукачество".

- Мы в основном работаем с крупными российскими и международными компаниями, действия которых жестко регламентированы, поэтому говорить о том, что они часто нарушают права сотрудников, не приходится, - рассказывает партнер рекрутинговой компании Antal Russia Евгения Ланичкина. - Однако сотрудники находят повод для недовольства, работая и в хороших компаниях. Чаще всего от кандидатов мы слышим жалобы по поводу зарплаты и "плохого" начальника. Объективно это не значит, что все начальники плохие и всем мало платят, но у некоторых людей именно такое восприятие. Важно осознавать, что жалобы, переходящие в открытый конфликт с работодателем, могут навредить репутации. Поэтому никогда не стоит делать резких заявлений. Если виноват сотрудник, правда все равно раскроется. А если не прав работодатель, лучше попробовать договориться мирно.

А важно ли руководству знать мнение сотрудников о нем?

- Я не знаю ни одной компании, в которой менеджменту было бы интересно получить оценку своей работы от сотрудников, - говорит руководитель направления рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Оксана Короткова. - Причины разные: кто-то из руководителей уверен в непогрешимости своих решений, кто-то, напротив, не уверен и боится получить критические замечания. Тем не менее есть компании, в которых HR-специалисты периодически используют механизмы обратной связи. Она чаще касается не деятельности руководства, а удовлетворенности условиями работы в компании в целом. Обычно это анонимное анкетирование. Но недовольство сотрудников так или иначе становится очевидным и без опросов. Если в компании высок уровень текучести кадров, если повторяются конфликты, порой возникающие "на пустом месте", это говорит о неблагоприятном стиле руководства, который всегда сказывается на общем настроении в коллективе и на удовлетворенности сотрудников.