Большое внимание было уделено проблемам энергодиалога между Россией и Японией. РФ намерена наращивать на востоке страны производство сжиженного природного газа (СПГ). По словам первого заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Дениса Храмова, в министерстве приветствуют не только увеличение уже действующих мощностей проекта "Сахалин-2", но и проекты "ЯМАЛ- СПГ", "СПГ-Печора".
Руководитель японского агентства природных ресурсов и энергетики Такаюки Уэда подтвердил, что по прогнозам преимущественную долю в национальной экономике в долгосрочной перспективе получит природный газ по трубопроводным системам.
На фоне падения мировых цен на нефть и коренной реформы энергетики внутри самой Японии, связанной с допуском на рынок независимых мелких частных компаний, японских партнеров особенно волнуют вопросы ценообразования на газ. При этом японцы ждут поставок в конце этого года американского СПГ по спотовым и краткосрочным контрактам и в связи с этим увлечены формированием новой модели более низких цен. Американский сжиженный газ при такой модели обойдется покупателям в 600 долл. за тонну. Акцентировав внимание на ценообразовании, участники дискуссии допытывались от российской стороны, готова ли она на заключение краткосрочных газовых контрактов по комфортным ценам. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов предупредил, что при таких сделках все риски переносятся на покупателя и гарантировать объемы поставок крайне сложно.
Стороны "сверили" часы и по проблеме прокладки газопровода в центральную часть Японии с Сахалина. Причем японцы заговорили о такой необходимости первыми, обосновав ее экономической целесообразностью. Советник корпорации Tokyo Gas Сигэру Мураки сообщил, что стоимость поставок газа по трубе составит около 600 долл. за тонну.
Это более чем в два раза дешевле того СПГ, который сейчас покупает Япония. При этом отношение японских партнеров к строительству нового завода по производству СПГ во Владивостоке крайне сдержанное. В первую очередь из-за рисков санкций, которые ограничивают российским компаниям доступ к западным рынкам капитала и технологиям.
О совместном сотрудничестве в Арктике, развитии Северного морского пути разговор шел легче, поскольку не требовал трудных решений. Япония сегодня является наблюдателем Арктической группы государств. Северный морской путь из Японии в Европу короче, чем через Суэцкий канал, на 60%, это приблизительно 2 недели. "Для одного корабля это экономия от 500 тыс. долл. до миллиона за одну ходку", - привел расчеты зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук. Сотрудничество может быть взаимовыгодным как по транспорту, так и по эксплуатации ледокольных судов, которые могут перевозить и продавать полезные ископаемые. Тема эта, подчеркнул Слипенчук, будет актуальна в ближайшие 10-15 лет. Управляющий директор известной японской компании Цуеси Хасимото согласился с расчетами. По его данным, реализация проекта "Ямал-СПГ" позволит перевозить нефть и СПГ дешевле, ведь расстояние сокращается с 35 до 15 суток.
Российско-японские взаимоотношения в экономике развиваются сегодня и в области инфраструктурных проектов. Японские компании предлагают решить проблемы, актуальные для всех мировых столиц, включая Москву, - это пробки, уменьшение выбросов парниковых газов, оптимизация энергопотребления.
Благодаря архитектурному бюро Nikken Sekkei LTD российский строительный рынок несколько лет назад узнал об энергосберегающих высокоэффективных технологиях. Сегодня японцы проектируют в России "умные" города и дорожные магистрали, предлагают комплексные градостроительные решения. Вице-президент Nikken Sekkei LTD Такэси Накавакэ увлек россиян проектом "транзитного проектирования городов", направленного на ликвидацию дорожных пробок. Японцы предлагают максимально рационально развивать пространство вокруг железнодорожных станций и вокзалов.
О современных и популярных в Японии технологиях утилизации бытового мусора и отходов не знает только ленивый. Возможно, японцы в продвижении таких способов помогут и нам. В конце 2014 года у нас принят Закон об утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, по которому с 1 января 2015 года в России родилась "с нуля" новая отрасль - сортировка отходов. Опыт японских компаний будет востребован, не сомневается Михаил Слипенчук. По его словам, сегодня правительство готовит пакет нормативных правил и пилотных проектов по реализации закона. Выбор территорий для эксперимента - Москва и Санкт-Петербург, Казань.
Интригующую идею по созданию специальной для японских инвесторов территории на форуме презентовал заместитель главы минвостокразвития Сергей Качаев. Он пояснил, что японцы вправе сами выбрать любое место в субъектах Дальнего Востока, где им удобнее всего инвестировать в обмен на налоговые льготы и административные преференции. Кстати, китайские инвесторы уже облюбовали для себя такую спецтерриторию в Амурской области.
Качаев назвал еще два возможных направления совместной работы с японскими компаниями: размещение инвестиционных проектов, а также создание портовой, сельскохозяйственной, инженерной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность этих проектов. Участия японских партнеров, подчеркнул Сергей Качаев, ждут также и при реализации идеи свободного порта "Владивосток" на юге Приморья. Порт объединит 13 российских муниципалитетов и будет наделен особыми правами упрощенной регистрации предприятий, уплаты единого налога, безвизового режима. Эти и другие новации зам-министра предложил обсудить японским коллегам на Восточном экономическом форуме, который скоро пройдет во Владивостоке.
Зампред Федерации экономических организаций Японии, председатель российско-японского экономического комитета Норио Сасаки рассказал об интересе японских компаний к проектам на Дальнем Востоке. "58% опрошенных руководителей японских предприятий оценивают совместные проекты как перспективные, что соответствует задачам российских властей", - сказал Сасаки. По его данным, сегодня на Дальнем Востоке развивают бизнес 140 японских компаний. Сасаки напомнил бизнесу, что при экономическом комитете создан дальневосточный отдел, который следит за всеми новациями российского соседа. А проект о создании свободного порта "Владивосток" японцам особенно выгоден и с точки зрения включения в него свободной торговой зоны, освобождения от виз и предоставления налоговых льгот.
Кстати, оказалось, что многие инвестиционные предложения, которые привезли на форум губернаторы дальневосточных областей, чуть ли не один в один пересекаются с идеями и проектами их японских коллег. Вице-губернатор префектуры Хоккайдо Ёсихиро Ямая заговорил о приоритетах местной экономики - безопасности продуктов питания, здоровье и долголетии, охране окружающей среды, строительстве приспособленного к суровому климату, комфортного и энергосберегающего жилья, о расширении безвизовых обменов между жителями островов, налаживании регулярных авиаперелетов между японскими префектурами и регионами Дальнего Востока.
Большую часть времени предприниматели, губернаторы и мэры посвятили обсуждению перспектив сотрудничества в агропромышленной сфере. Планов - громадье. Например, мэр города Ниигата Акира Синода рассказал об опыте создания "пищевой долины", в которой объединены агрокомплекс, научные исследования, образовательные, консультационные услуги. Фермерам, к примеру, дают здесь рекомендации по выращиванию и сбыту продукции с такими вкусовыми качествами, которые предпочитают жители тех или иных префектур. Выращивают здесь и первые в мире пищевые цветы.
Глава московского отделения одной из японских компаний Акира Ивата представил неожиданное видение японской стороной концепции создания рыболовного кластера в Приморье. Причем в форме общественной корпорации, которая поручает частным компаниям реализацию проектов за комиссию. Сергей Качаев пригласил японских "авторов" рыболовного кластера рассказать о своей концепции в министерстве более детально. "Власти Приморского края и федерального министерства сегодня имеют различные взгляды на создание такого кластера. Поможете нам сблизить позиции", - предложил он японцам.
Эксперты еще одной дискуссионной площадки сошлись во мнении, что между Россией и Японией обязательно должны быть отменены визы. Они подчеркнули, что это пойдет на пользу государствам. В пример они привели позитивный опыт решения аналогичного вопроса между Москвой и Сеулом, где всего за несколько месяцев после отмены виз турпоток вырос на 30%.