Как возникла в Москве "Книжная лавка писателей"?
Людмила Васильева: Это самый старый книжный магазин в нашей стране. Ему 83 года. Идея создать лавку принадлежала искусствоведу, писателю Павлу Муратову. Его поддержали философ Николай Бердяев, писатель Михаил Осоргин. Шел 1918 год, литераторы создали лавку на свои собственные средства. Это был кооператив, они сами стояли за прилавком, торговали не только своими книгами, но и книгами коллег. По словам Осоргина, лавка помогла многим писателям выжить в голодное время. В 1922 году, когда на "философском пароходе" из страны уехали многие, лавка закрылась и открылась вновь лишь через 10 лет, в 1932-м, по инициативе Максима Горького. Лавка несколько раз меняла адреса: Коптельский переулок, Страстной бульвар, в войну - улица Горького, 26. Торговали в войну прямо на улице. Прятались от бомбежек, оставляя книги на улице. Ни одну не украли.
Сейчас стали реже сдавать книги в букинистический отдел?
Людмила Васильева: Нет, чаще. Несут книги по разным причинам. Старики избавляются от своих библиотек. Приходит, скажем, пожилой человек: "Внук сказал: "Дед, место в квартире есть - или для тебя, или для книг". Для кого-то продать книгу - просто какое-то денежное подспорье. Пришел кандидат наук, преподающий математику иностранным студентам в МГУ, сдавать альбомы по искусству. Один мы оценили в 3500 рублей, он попросил: поставьте за полторы, быстрее купят, а ему надо заплатить за электроэнергию на даче... В последнее время, кстати, стали больше спрашивать советских классиков - Астафьева, Бондарева, Трифонова, Катаева. Люди соскучились по хорошей русской литературе.
Много зарабатывает магазин на продаже старой книги?
Людмила Васильева: Магазин от продажи книги получает 30-35% цены. В наших интересах цена повыше. При этом мы всегда согласовываем ее с владельцем. На комиссию не принимаются книги, если не хватает страниц, нет титульного листа, плохой переплет или имеются печати действующих библиотек. Вот нам принесли все 9 томов "Истории человечества" 1902 года. Но третий том начинается с 20-й страницы. Это брак. Я предложила человеку приобрести третий том и восполнить пробел (его можно купить в букинистических интернет-магазинах), так можно попробовать продать за 120-150 тысяч.
На что еще ориентируетесь при определении стоимости книги?
Людмила Васильева: Помогают каталоги аукционов антикварных книг. На днях мне принесли двухтомник, роман "Юлия" Анны Радклиф. Книга не особо выдающаяся, но обращает на себя внимание дарственная надпись "Александре Романовой" - возможно, жене Николая I. Вполне вероятно, ее сделал Петр Победоносцев, воспитатель царских детей. А вдруг императрица держала в руках эту книгу? Начинаешь копаться, сопоставлять - верны ли догадки? Иногда на это уходят недели. Бывает, находишь в книгах семейные фото, карточки на хлеб. У меня таких экспонатов уже на целую коллекцию.
Кого больше всего интересует старая книга - студентов, пенсионеров, ученых?
Людмила Васильева: Приходят в основном небогатые люди - ученые, студенты. В последнее время люди начали активно формировать домашние библиотеки. Сейчас самое время: можно недорого купить многие книги. Очень хорошо идут довоенные книги или, например, собрания сочинений, выпускавшиеся издательством "Огонек". Пятитомник Булгакова, например, стоит всего 2000 рублей. Собрание сочинений Пушкина, выпущенное в 1937 году к столетию со дня смерти поэта, оценили в 45 тысяч. Новые книги из серии ЖЗЛ стоят от 350 до 800 рублей, а у нас - 200 р. Разница есть.
Нет, кажется, писателя, который не переступал порог нашей лавки. Заходят Александра Маринина, Дарья Донцова, Дмитрий Быков... А вчера, например, альбом по искусству купил артист Александр Олешко.
В Интернете есть история, как один из клиентов букинистического магазина собирал библиотеку "для дачи", подбирая книги по высоте полок. За чем сейчас гоняются коллекционеры?
Людмила Васильева: Такие случаи характерны скорее для 90-х годов. Сейчас "новые русские" чаще образованнее. Но бывает всякое. Как-то позвонили: хотим оставить у вас миллион рублей. В итоге человек оставил 600 тыс., купив редкие издания Шекспира, Лермонтова, Пушкина...
Ищут, конечно, прижизненные издания. Есть люди, которые гоняются за чем-то определенным. Например, к нам ходит мужчина, который изучает фонтаны в Москве. Другой изучает надписи на надгробиях. Кто-то покупает каталоги выставок.
Какая из старых книг в магазине сегодня - самая дорогая?
Людмила Васильева: Самый дорогой у нас сейчас "Фауст", изданный в XIX веке, - 70 тысяч. А такие раритеты, как, скажем, первое издание Пушкина, к нам не попадают, их распродают на аукционах.
Сколько может пролежать у вас книга невостребованной?
Людмила Васильева: Если через три месяца книга не продается, ее уценяют на 20%. Еще через 3-4 месяца мы просим сдавшего книгу забрать. Хранить все нам негде. Сейчас и вовсе стоит вопрос о продлении договора аренды на новый срок с департаментом городского имущества - но возникли некоторые проблемы. Так что еще вопрос: останется ли в Год литературы старейшая "Книжная лавка писателей" - или на ее месте откроется какой-нибудь новый ресторан. Хотя люди идут к нам все охотней. Есть свой клуб любителей книги. Евгений Евтушенко выступал у нас, Евгений Рейн, да многие.