Глава верхней палаты провела заседание Координационного совета при президенте по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Спикер обратила особое внимание на деятельность некоммерческих организаций, которые, по ее мнению, играют огромную роль в реализации этого документа. "В регионах они помогают социальной адаптации детей-инвалидов и детей-сирот, занимаются профилактикой социального сиротства, становятся надежными партнерами органов власти в продвижении идей здорового образа жизни", - подчеркнула Матвиенко. Не менее важно и оказание поддержки семьям с детьми, имеющими неизлечимые заболевания. Благодаря НКО в регионах создаются лечебные учреждения, хосписы для пораженных тяжелыми недугами. Именно поэтому сенаторы сделали все возможное, чтобы сохранить объем поддержки НКО при внесении изменений в федеральный бюджет.
Сейчас законодатели с уверенностью отмечают, что в России созданы достаточно эффективные механизмы государственной помощи некоммерческим организациям. Тем не менее, председатель верхней палаты указала на препоны, которые существуют в совместной работе чиновников и НКО. "Среди них - и взаимное недоверие, и дефицит средств некоммерческого сектора, а также неразвитость инфраструктуры поддержки гражданского общества", - перечислила проблемы Матвиенко.
Ключевым же недостатком ей видится острая конкуренция среди НКО за гранты, которая зачастую приводит к их разрозненности. "Нередко у нас конкурируют между собой не организации одинаковой направленности, а направления деятельности. При этом помощь детям-инвалидам претендует на те же средства, что и поддержка талантливых детей", - убеждена спикер Совфеда. НКО, по ее мнению, следует сосредоточиться на конкуренции внутри направлений, а государство должно сделать так, чтобы распределение средств между организациями было максимально открытым и обеспечивало общественное согласие. "Кроме того, необходимо принять меры, чтобы в сфере своей компетенции некоммерческие организации имели все возможности становиться соисполнителями стратегических программ развития и государственных программ", - призвала Матвиенко.
Об успехах, которых правительство достигло в детской теме, участникам мероприятия рассказала вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, с каждым годом сокращается число детей, оставшихся без попечения родителей. Так, по данным Минобрнауки, в государственном банке данных о детях-сиротах на начало 2009 года на учете состояло 140 тысяч человек. В декабре 2014 года там было зарегистрировано около 92 тысяч детей, а на сегодняшний день их уже 81 тысяча. Такого снижения удалось достичь благодаря активной работе школ помощи приемным родителям. "Учреждения не оставляют их без социальной, психологической и медицинской поддержки", - пояснила зампред правительства.
Еще один значимый успех - достижение коэффициента рождаемости, запланированного на 2018 год. В прошлом году в России родилось на 37 тысяч детей больше, чем в 2013 году. По мнению Голодец, таких результатов удалось достичь благодаря созданию специальных социальных, медицинских и экономических реалий, стимулирующих российскую семью к тому, чтобы рожать и воспитывать детей в достойных условиях.
Куда меньше оптимизма содержалось в выступлении уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, который рассказал собравшимся о жизни российских детей за рубежом. По его словам, те условия и факторы, которые привели к разработке и принятию закона, запрещающего усыновление российских детей гражданами США, сохраняются. "Ситуация здесь, к сожалению, в лучшую сторону не меняется. Американцы не идут ни на какой серьезный диалог с нами по межправительственной, государственной линии по этим вопросам", - отметил Долгов.
Российская сторона зачастую не может получить информацию об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в полном объеме. В МИД РФ отмечают, что по-прежнему нет данных по расследованиям дел убитых российских детей приемными родителями, по усыновлению ребенка из России однополой парой и другим резонансным случаям. Не предоставляя сведения, США последовательно продолжают ссылаться на защиту персональных данных. "В связи с этим мы наметили на июнь вместе с Павлом Астаховым (уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка) поездку в США для обсуждения всех этих вопросов", - рассказал Долгов.
Чиновник также предложил Валентине Матвиенко возобновить практику обсуждения с представителями гражданского общества прав российских детей за рубежом. Ранее в рамках президентской комиссии США по развитию гражданского общества существовал пул российских общественных неправительственных организаций, которые занимались защитой прав находящихся вдали от родины детей. "Эта группа была заморожена американцами в одностороннем порядке", - заявил Долгов. В связи с этим МИД РФ выступает за то, чтобы возродить, пусть даже в неформальной форме, аналогичный пул экспертных групп. Матвиенко сочла идею Долгова интересной и обещала проработать ее.
В свою очередь, Павел Астахов рассказал, что ежегодно в России около 100 тысяч детей подвергаются преступным посягательствам, тогда как в прошлом году пропали почти десять тысяч ребят. "Если говорить об убитых и погибших детях, то мы видим здесь тенденцию к увеличению. Количество таких детей растет у нас из года в год. 2553 ребенка были убиты в прошлом году в результате преступлений и криминальных посягательств. Это чрезмерно даже для нашей большой страны", - заявил омбудсмен.
Учитывая столь неблагоприятную статистику, Астахов призвал законодателей обратить внимание на улучшение условий деятельности волонтерских движений, которые играют большую роль в поисках пропавших детей. При этом к 2016 году в регионах появятся представительства национального центра по поиску пропавших детей. А с с 1 июня по 2 августа на базе ГУВД Московской области будет проходить обкатка программы по поиску пропавших детей в координации с наццентром. "Мы будем вырабатывать такое взаимодействие на практике вместе с волонтерами, поисковыми отрядами и доложим об итогах главе государства - о недостатках и достоинствах этого проекта, которые будут выявлены в течение двух месяцев", - пообещал Астахов.
Со своим предложением выступила и глава комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. По ее словам, в российское семейное законодательство может быть введен принцип презумпции добросовестности родителей. Новый подход, скорее всего, повлечет пересмотр очень многих положений Семейного кодекса. Парламентарий отметила, что в настоящее время этот правовой акт выполнен с точки зрения недоверия к родителям, из-за чего нередко применяются очень жесткие, зачастую, безапелляционные нормы, касающиеся вторжения в семью. "Если же мы закладываем, что все родители являются добросовестными, и только в качестве исключения из правил допускаем вторжение в семью, то мотивации и основания для обследования условий жизни, лишения родительских прав, отбирания детей будут уже совершенного другого рода", - полагает Мизулина.
Она также высказала опасение, что в регионах наблюдается тенденция по немотивированному сворачиванию института уполномоченного по правам ребенка. В качестве примера депутат назвала Брянскую, Саратовскую, Ярославскую области, Приморский край, а также республики Алтай и Тыва. Мизулина считает такую тенденцию непонятной и нелогичной. "Ликвидировать эффективно работающий институт регионального уполномоченного по правам ребенка может оказаться не просто ошибкой, а некоторой идеологической диверсией", - уверена парламентарий. Матвиенко присоединилась к Мизулиной, назвав такую ситуацию странной. "Остается думать, что уполномоченные по правам ребенка мешают нашим чиновникам, так как ставят острые вопросы, выступают в прессе, создавая неудобное, некомфортное состояние для некоторых слуг народа", - предположила спикер Совфеда.