Мал, да дорог
Известный владимирский специалист, член гильдии независимых издателей России Евгений Зарецкий с грустью вспоминает, с какой скоростью разошелся 100-тысячный тираж первой художественной книги, выпущенной его издательством "Калейдоскоп":
- С реализацией не было никаких проблем. Любая книжка, которую мы выпускали, шла на ура. Однако рухнула система книготорговли, закрылись базы, рассылка-доставка стала стоить бешеных денег - и ситуация резко изменилась.
Сегодня издательства во Владимире работают, как правило, под частный заказ. Многие просят напечатать только 50 экземпляров или даже меньше - на сколько хватает средств. Так, всего одну книгу для своего музея заказала Покровская средняя школа. Для другого заказчика пришлось выпускать в единственном экземпляре "Историю дворянского рода". Сейчас здесь работают над краеведческим альбомом о Вязниках тиражом 10 штук.
- Крупные столичные издательства считают, что невыгодно возиться с одним экземпляром, а мы беремся, - говорит Евгений Зарецкий. - До ста книг печатаем на своей минитипографии, а 500-1000 отдаем в большую. Оплачиваем полиграфические услуги, причем со скидкой, поскольку после нашей работы им остается только запустить станок. Экономика тут простая. Малые тиражи позволяют сводить концы с концами, а если их много - то и зарабатывать.
В издательстве "ВИТ-принт", специализирующемся на выпуске высокохудожественных альбомов, научных монографий и сборников работ художников, тоже отмечают тенденцию к снижению объемов заказов. Последняя малотиражная работа этого издательства - каталог частной коллекции в 10 экземплярах. Один том роскошного подарочного издания обошелся автору в 150 тысяч рублей!
- Если бы тираж был тысяча экземпляров, стоимость каждого каталога составила бы 12-15 тысяч, - поясняет директор издательства Иван Слюсарь.
Сбыт определяет
Самый оптимальный вариант - не только печатать книги, но и продавать их. Однако издатели сегодня торговлей не занимаются. Книжные магазины даже в областном центре можно пересчитать по пальцам одной руки. И они неохотно берут на реализацию произведения местных авторов. Типичная ситуация - с последней книгой известного владимирского путешественника Юрия Леонтьева. Первые читатели высоко оценили эту работу. И издательство решило предложить ее книжному магазину.
- Берут на реализацию всего 10 экземпляров, - рассказывает Евгений Зарецкий. - На наши 200 рублей делают наценку еще 200, а потом говорят: книга плохо продается.
- Торговля через сетевые магазины идет сложно. Там делают не менее 100 процентов наценки, - подтверждает и Иван Слюсарь.
В результате издательствам приходится искать свои каналы. Так, первую книгу того же Леонтьева о путешествии по знаменитой Владимирке распространяли через дорожников, для чего пришлось обзвонить все доруправления от Москвы до Читы. Но Евгений Зарецкий признает: на такую работу у небольшого издательства нет ни времени, ни средств.
А директор издательства "Аркаим" Владимир Ухолов отмечает, что себестоимость стандартной книги объемом 300 страниц составляет максимум 70 рублей. В магазине же она продается по 250-350 в зависимости от имени автора. Так что попытки объяснить динамику цен объективной экономической реальностью пока ни к чему не приводят.
Скинулись на альбом
Жизнь показывает, что расчет исключительно на заказчика не всегда оправдан. В большей степени это касается краеведческой литературы, которая, не будь в провинции своих издательств, вряд ли бы увидела свет.
К таким изданиям можно отнести книгу "Судогодский край", задуманную в форме прогулки по городу, с качественными цветными иллюстрациями и богатым архивным материалом. К сожалению, рассчитывать на поддержку дотационного муниципального бюджета было бессмысленно. И в итоге выпуск первого в истории района цветного художественного альбома профинансировали его жители.
В издательстве сделали цветной макет и отпечатали подписной абонемент - 300 рублей за один экземпляр. А когда набрали тысячу подписчиков, выпустили весь тираж. Дело оказалось прибыльным. Дополнительный тираж в 500 экземпляров, отпечатанный на средства коммерческого предприятия, разошелся за два месяца по 500 рублей. В итоге даже появилась возможность выплатить авторский гонорар и за свой счет сделать бесплатную рассылку по библиотекам страны.
Неплохой результат дает и работа с грантами. Так, "Калейдоскопу" удалось получить федеральную поддержку дважды. Например, на издание 800-страничной книги тиражом тысяча экземпляров об истории крестьянского рода Барсковых из Суздальской деревни, в которой автор рассказал о 22 поколениях своих предков, издателям перечислили 120 тысяч рублей.
- Книги ни для кого не являются основной продукцией, - утверждает директор "Аркаима". - Объем таких изданий невелик и даже при штате в 10 человек не прокормит.
В арсенале этого издательства - имиджевая полиграфия, сувенирная продукция, наружная реклама. Противостоять падению тиражей помогает и материальная база. Недавно приобрели новый цифровой комплекс, который позволяет печатать черно-белые брошюры до 40 страниц на скрепках. Получается дешевле, чем в офсетной типографии. Таким образом, значительно снижена себестоимость малых тиражей.
Наращивает "мускулы" и "ВИТ-принт". С 2006-го это издательство арендовало полиграфическое оборудование у партнеров по бизнесу, а два года назад окончательно его выкупило. И теперь работает над несколькими интересными проектами, среди которых - "Электронная книга".
- Она не заменит обычные издания, но часть проблем решит, - считает Иван Слюсарь. - Если бумажная книга стоит 500-600 рублей, то интернет-магазин предоставит более доступную ее версию за 50-60. Планируем сначала разместить альбомы по истории и архитектуре земли Владимирской, путеводители. На прибыль не рассчитываем. Это эксперимент, проба пера.
Лучший подарок
Если раньше авторы многие годы ждали выхода своих книг в столичных и крупных зональных издательствах, а могли и не дождаться, то теперь работа в стол стала анахронизмом. За четверть века несколько небольших издательств Владимира выпустили в свет около тысячи наименований книг владимирских прозаиков и поэтов.
Правда, нынешняя ситуация неоднозначна.
- Любой автор, который издается за свой счет, не имеет доступа к реализации и фактически дарит свою книгу читателям, - говорит Владимир Ухолов. - Такие проекты неокупаемы.
Одна из проблем в том, что местные авторы практически не раскручены. В одном из книжных магазинов областного центра до кризиса существовал стенд региональных издательств, где было представлено до 50 владимирских книг литераторов. Но после 2008 года и он пропал.
- За 18 лет существования мы выпустили порядка 500 наименований художественной литературы, - рассказывает начальник производства издательства "Транзит-ИКС" Галина Горева. - Большая часть даже известных авторов печатаются за свой счет. Особенно обидно за краеведов. Сами собирают материал, сами пишут и издают, но не доходят до читателей. В книжных магазинах говорят: "От частных лиц мы книги на реализацию не принимаем". И у них опускаются руки. Нужна господдержка на областном уровне.
Такая практика в регионе есть с начала 2000-х годов. На издание книг, получивших высокую оценку специальной комиссии при департаменте культуры, из облбюджета ежегодно выделяется 500 тысяч рублей. Таким образом были выпущены несколько десятков книг прозы и стихов членов Союза писателей и известных деятелей культуры. Издания с господдержкой тоже безгонорарные. Из тиража в тысячу экземпляров 150 получает автор, 50 идут на подарки, а 800 - безвозмездно по библиотекам.
Эксперты считают, что благодаря господдержке имеется возможность выпускать качественную литературу. Но это - капля в море. И когда издатели признаются, что не могут отказать откровенному графоману, поскольку он приносит им деньги, хочется посочувствовать не только писателям, но и читателям.