26.05.2015 13:59
    Поделиться

    Смольный решил сэкономить на кластерах

    Смольный меняет кластерную стратегию
    Петербургские власти отказываются от инженерной подготовки территорий и других подобных мер развития кластерной экономики. Часть экспертов полагает, что эта позиция временная и связана с экономикой сегодняшнего дня, другие предпочитают видеть принципиальный подход. Точки зрения изучала корреспондент "РГ".

    На заре формирования кластеров Смольный был готов создавать для новых инвесторов почти сказочные условия. К примеру, первые резиденты автокластера принесли в Северную столицу "отверточное производство" и получили переходный налоговый период до 1 июля 2018 года, когда предприятия смогут выйти на самоокупаемость. Однако такие преференции себя не оправдали, считают чиновники, хотя уровень локализации, к примеру, Hyundai и Nissan превысил 40 процентов.

    В 2010 году правительство Северной столицы занялось созданием фармкластера и пообещало вложить в подготовку территорий площадью в 14 гектаров промзоны "Пушкинская" порядка 630 миллионов рублей. Бюджетные инвестиции планировалось направить на обеспечение транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения. Первые четыре соглашения даже были подписаны в рамках Петербургского международного экономического форума, однако на практике оказалось, что чиновники не готовы вкладывать "живые деньги".

    В наиболее выгодном положении сейчас находятся представители ИТ-кластера, для которых не требуется серьезного оборудования

    - К сожалению, те льготы, которые были задекларированы для инвесторов, осуществляющих проекты в рамках кластера, сегодня недостаточны. Это относится как к технической стороне вопроса, например, подключение к инженерным сетям, что очень важно на активной инвестиционной фазе, так и к налоговым льготам, - полагает глава одной из фармацевтических компаний Петр Родионов. - Последние вступают в силу с момента ввода промышленного объекта в эксплуатацию, в то время как поддержка более всего необходима компании именно в период реализации проекта. С одной стороны, задекларированные механизмы поддержки есть, но, с другой стороны, воспользоваться ими сложно хотя бы потому, что это новые меры и еще нет опыта по их применению.

    По мнению Родионова, эффективным шагом могло бы стать комплексное сопровождение проектов со стороны властей, что помогло бы бизнесу максимально эффективно использовать все доступные инструменты. В теории эту роль может взять на себя созданный в Петербурге в конце прошлого года Центр кластерного развития (ЦКР). Однако его основные возможности - информационного характера. К примеру, как сообщила руководитель отдела по работе с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Елена Петрова, сейчас на уровне города еще нет полной картины: неизвестно, какие компании формируют кластер, что они производят, необходимо также выделить способы кооперации между ними, определить, в какой поддержке они нуждаются. За сертификацией, R&D-исследованиями, испытаниями препаратов компании пока не обращались - это работа следующего этапа, она требует соответствующей инфраструктуры. Однако проблема заключается как раз в том, что высокотехнологичные производства требуют серьезных затрат на начальном этапе становления проекта.

    - Такие вопросы возникают с определенной периодичностью, - рассказал заместитель директора ЦКР Сергей Аверин. - Кому-то нужен центр испытаний, далее на его базе может быть организован центр сертификации оборудования по регламентам ЕС. Но финансирование капитальных вложений - инженерной подготовки территорий, строительства, приобретения оборудования - на данный момент, то есть в 2015 году, не производится. Это позиция государства , которая исходит из общей экономической ситуации - в приоритет поставлена социальная политика, и это требует отвлечения определенных средств, но спрос на подобные инструменты остался. Есть субсидирование процентов по кредитам, в том числе по капитальным вложениям и ремонту, но сегодня это все.

    Следует заметить, что "Технопарк Санкт-Петербурга", в который входит ЦКР, предлагает городу новые модели поддержки таких производств - коллективные инжиниринговые центры, центры прототипирования. Эта инфраструктура должна в разы снизить затраты начального цикла - от НИОКР до создания прототипа или пилотного продукта. Финансирование таких проектов можно получить за счет федеральных программ, но городское правительство заняло неопределенную позицию и не спешит их утверждать.

    Небольшим компаниям также существенно могло бы помочь финансовое участие государства, которое, в конце концов, может получать от этого прибыль. Недавно на такую возможность обратил внимание вице-губернатор Сергей Мовчан.

    - Город может получать выгоду не только в виде налогов и рабочих мест, - заявил он. - Мы будем зарабатывать, вступив в создаваемый бизнес на уровне стартапа.

    Пожалуй, в наиболее выгодном положении сейчас находятся представители ИТ-кластера, для которых не требуется серьезного оборудования.

    Как рассказал представитель одной из компаний отрасли Валентин Макаров, фактически этот кластер сложился без участия государства - в начале 1990-х годов из небольших компаний, создаваемых выпускниками вузов или инженерами, покидавшими оборонные предприятия. Сейчас в нем занято не менее 400 компаний и 20 тысяч разработчиков программного обеспечения.

    Объем экспорта предприятий кластера в 2014 году составил более 850 миллионов долларов США.

    - До настоящего времени поддержка города ИТ-кластеру состояла по большей части в пиаре и административных мерах, но она никак не проявлялась в выделении финансирования, - добавил Макаров. - В конкурирующих с Россией странах обычно это делается через выделение средств на НИОКР, стимулирование потребления продукции кластера городскими органами власти и подведомственными учреждениями, поддержку системы переподготовки кадров и международного маркетинга.

    Возможно, систематизировать эту работу поможет один из проектов ЦКР - создание и внедрение информационно-аналитической системы "Инфокластер", в которой будет реализован большой блок данных: доля малого и среднего бизнеса, численность работников, оборот и выручка, экспортная или потенциально экспортная продукция, аналоги импортной продукции - импортозамещение. Сбор информации планируется завершить к середине лета, и, возможно, полная картина поможет наладить адресную финансовую помощь.

    - Нам нужно переходить на следующий уровень, а без определенных финансовых вложений эта цель достижима, но не скоро. Есть проекты в высокой степени проработки, но осуществить их только на частные инвестиции будет крайне сложно, - добавил Сергей Аверин. - Я считаю, что это должна быть государственная политика, а город путем софинансирования подтверждает приоритетность определенных направлений, предварительно их оценив.

    Прямая речь

    Антон Зарубин, проректор по информатизации СПбГУТ:

    - Идея создания системы кластеров изначально нацелена на поддержку развивающихся высокотехнологичных отраслей, и в целом ее реализация является серьезным подспорьем как для стартапов, так и для крупных компаний, интересующихся выгодными условиями ведения деятельности в регионе. Как и любая другая идея, реализующаяся в естественных экономических условиях, она нуждается в регулярном пересмотре и уточнении способов реализации. В текущей ситуации для развития технологических кластеров было бы целесообразно ориентироваться не только на инженерную подготовку территорий и приобретение оборудования, но и на включение в деятельность кластеров посредством соответствующих субсидий вузов региона, зачастую имеющих инфраструктуру и оснащение для проведения НИОКР, а также группы молодых специалистов, способных к проведению таких работ.

    Поделиться