Малый бизнес СЗФО избавили от волокиты лишь на бумаге

Отчеты чиновников о сокращении количества проверок малого и среднего бизнеса, об упрощении административных процедур пока слабо соотносятся с реальной жизнью. Административная нагрузка на хозяйственников растет, констатируют уполномоченные по защите прав предпринимателей в регионах СЗФО. Об этом свидетельствуют и социологические опросы бизнесменов и результаты прокурорского надзора за соблюдением прав хозяйствующих субъектов.

Забор по проекту

Защитники считают давление на "малышей" одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики в регионах. Хотя сами предприниматели уже так привыкли к бюрократическим проволочкам, что нередко воспринимают их не как препятствие, а как особенность деловой среды. На что, в частности, указал в своем отчете за 2014 год бизнес-омбудсмен в Новгородской области Юрий Михайлов, сославшись на данные анкетирования около двух сотен местных предпринимателей. И это плохой симптом, поскольку "привыкание" к чиновничьим рогаткам как к неизбежным издержкам подпитывает коррупцию. За 2014 год уполномоченному поступило 182 обращения, в 58 процентах из них содержались претензии к структурам, выделяющим землю, выдающим разрешение на строительство, на инженерно-техническое присоединение к объектам сетевой инфраструктуры.

Аналогичные трудности испытывают субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) и в других регионах округа. Так, 72 процента опрошенных предпринимателей Вологодчины признали, что за последние три года количество согласовательных (разрешительных) процедур в сфере земельных отношений и в строительстве не изменилось, а 20 процентов респондентов уверены, что оно увеличилось из-за усиления бюрократии. Среди наиболее значимых проблем, усложняющих прохождение административного "горнила", предприниматели назвали возвраты документов по формальным основаниям. Эти данные озвучил региональный бизнес-омбудсмен Степан Ткачук. В поступающих к нему обращениях застройщики и инвесторы жалуются на системные нарушения их прав и интересов. При подключении к сетям, например, компаниям вменяют в обязанность выполнить (или оплатить) мероприятия, которые технологически не являются необходимыми для строящихся объектов, - произвести работы за пределами выделенного земельного участка.

В Калининградской области за 2014 год количество согласовательных процедур и сроки их прохождения сократились на треть

- Знакомая история. В нашем регионе за 2014 год количество процедур сократилось с 40 до 13, а сроки их прохождения - с 350 до 200 дней, а к концу 2015 года этот показатель не должен превышать 130 дней. Что не может не радовать бизнес, для которого время - деньги. Но при этом сохраняются нелепые требования. Скажем, на возведение забора вокруг строящегося объекта необходимо предоставить почти такой же комплект документов, как на всю стройку. Неудивительно, что многие предприниматели предпочитают платить штрафы, чем собирать бумаги, - привел пример бизнес-омбудсмен в Калининградской области Георгий Дыханов.

Строительный бизнес не ощущает заметного эффекта от ограничения бюрократических процедур, потому что реальное уменьшение их количества зачастую подменяется формальным объединением мероприятий. Об этом на конференции, посвященной развитию стройкомплекса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, заявил помощник полпреда президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. Нужно искать возможности для оптимизации и "запараллеливания" административных процедур. В Ленобласти, например, реализуют "дорожную карту", которая позволит уложиться в сроки: 140 дней - на выдачу разрешений на строительство и 80 дней - на подключение к электросетям. В режиме "одного окна" организована работа госучреждения, куда одновременно можно подать заявление о получении разрешения на строительство, о проведении госэкспертизы проектной документации, а после завершения объекта - акта о вводе в эксплуатацию. В Калининградской области услуги по оформлению градостроительного плана застройки земельных участков и получению разрешения на строительство оказывает многофункциональный центр. В городе Череповце Вологодской области и Пыталовском районе Псковской, вошедших в число 24 пилотных муниципальных образований страны, внедряют муниципальный стандарт содействия развитию бизнеса.

Право на "хлебное" место

Именно на муниципальном уровне, где происходят основные процессы регулирования МСП, чаще всего предприниматели сталкиваются с неправомочностью действий властей, отмечают бизнес-омбудсмены в субъектах СЗФО. Большая часть обращений архангелогородских предпринимателей к своему уполномоченному Николаю Евменову связана с нарушениями преимущественных прав "малышей" на выкуп арендуемой недвижимости.

- Администрация Коношского района решила продать маленькое помещение предпринимателю, арендовавшему его много лет, за 1,7 миллиона рублей. Независимая экспертиза, заказанная бизнесменом, оценила объект в 678 тысяч рублей. А окончательная сумма по вступившему в силу решению арбитражного суда составила около 310 тысяч, - рассказал историю "из жизни" бизнеса и власти Николай Евменов. - Но дело этим не закончилось. Глава района четырежды распоряжался отправлять "выкупные" деньги, поступившие в бюджет, обратно предпринимателю. Материалы по этим фактам переданы в областную прокуратуру для проверки законности действий чиновника и привлечения его к ответственности.

Дисциплине и порядочному отношению к потребителям учат не столько проверки, сколько свободная конкуренция

Умышленное нарушение федерального законодательства чиновниками, вынуждающее предпринимателей ходить по инстанциям, через суд обжаловать неправомерно вынесенные ими решения и получать разрешительную документацию, дискредитирует муниципальную власть. Николай Евменов предложил установить персональную ответственность должностных лиц за действия или бездействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Его инициативу поддержали коллеги из нескольких регионов. С искусственно выстраиваемыми административными барьерами нужно бороться административными мерами, убеждены защитники предпринимателей.

- В ряде случаев речь идет о конфликте интересов чиновников и бизнеса, о недобросовестной конкуренции, - пояснил калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. - Типичный пример - величина арендной платы за размещение киосков, палаток, трейлеров. Кому-то она устанавливается выше, кому-то ниже. Нередко лавочников "подвигают" с "хлебного места", чтобы застолбить его за кем-то из приближенных к администрации муниципалитета или горсовета, используя утверждение новых территориальных схем размещения, замены или реконструкции нестационарных торговых объектов (НТО).

Проблема эта очень болезненная для индивидуальных предпринимателей округа, до 80 процентов которых заняты в сфере мелкой торговли и услуг. Как избежать конфликтов? Вологодские предприниматели в ходе анкетирования указали: необходима выверенная с субъектами бизнеса концепция замены и реконструкции НТО до 2020 года.

Только для порядочных

В 2014 году прокуратура Калининградской области в сфере надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности выявила 1193 нарушения закона. Судя по показателям - количеству опротестованных незаконных правовых актов, направленных в суд заявлений, внесенных представлений и привлеченных к ответственности должностных лиц, - рвение контролеров разного уровня по сравнению с 2013 годом возросло. Аналогичная картина и в других регионах СЗФО. Так что жалобы "малышей" на избыточную опеку не безосновательны. Облегчить ее позволят "надзорные каникулы". В Госдуме подготовлен проект с поправками в ФЗ, регулирующий госконтроль юрлиц и ИП, по увеличению периода между проведением плановых проверок с трех до шести лет. Но что бизнесу хорошо, для потребителей может оказаться худо. Не потравят ли нас производители и торговцы некачественной продукцией, которой сегодня на рынке с избытком даже при плотной ревизорской опеке предприятий?

- "Надзорные каникулы" касаются только плановых проверок, и освобождать от них предполагается только законопослушных предпринимателей. Поправки, если они будут приняты, начнут действовать с 2016 года. При этом остаются неограниченные по количеству и частоте внеплановые инспекции, которые чаще всего проводятся по жалобам покупателей или потребителей услуг, - успокоил член независимого экспертного центра "Общественная дума" Михаил Филиппов. - Но по опыту стран, где введен подобный мораторий, можно ожидать роста жалоб в Роспотребнадзор. Кстати, недавно он получил право проведения внеплановых наездов без предварительного уведомления. Поэтому есть уверенность, что на здоровье россиян относительная "бесконтрольность" все-таки не отразится.

К тому же, как считает эксперт, дисциплине и порядочному отношению к потребителям учат не столько проверки, сколько свободная конкуренция. Покупатели в последние годы стали остро реагировать на некачественные товары и услуги, отказываясь от покупок у недобросовестных продавцов и производителей. А это грозит им потерей деловой репутации и, как результат, полным разорением и крахом бизнеса. Здесь мы, по словам Михаила Филиппова, неожиданно близки к мировой практике, а экономический кризис лишь усиливает эффект.

А что думают сами производители и потребители? В соцсетях можно встретить разные мнения. Одни блогеры считают, что "плановые проверки можно вообще не проводить, но внеплановые следует увеличить, а то потравим друг друга". Другие полагают, что "каникулы" не сработают: "Нужны условия и механизмы для честного ведения деятельности, чтобы человек понимал: жить честно выгодно и для его бизнеса, и для его гражданского статуса. А сейчас вести по-честному дело - без штанов останешься, поэтому бизнесмены деградируют нравственно". Но большинство сходится на том, что "любые возможности снять нагрузку на бизнес крайне важны". И таким образом поддержать наметившуюся в текущем году тенденцию к росту численности предпринимательских рядов. В Новгородской области на 1 апреля 2015 года в статрегистре учтено 15,4 тысячи ИП, в Мурманской - свыше 17 тысяч, в Калининградской - 29,2 тысячи, в Архангельской - 30 тысяч, в Карелии - 14,8 тысячи.

Мнение

Николай Евменов, бизнес-омбудсмен в Архангельской области:

- Возможно, какие-то изменения в политике муниципалитетов произойдут, когда для управленцев будут расписаны стандарты их работы, касающиеся беспрепятственной и прозрачной реализации федеральных правовых актов для бизнеса. Должностное лицо, наделенное существенными полномочиями, должно действовать по определенному алгоритму, а не все время "по ситуации". Весь пакет градостроительных документов, в частности, должен выдаваться муниципалитетами, как, например, в Татарстане, в течение 30 дней. У нас же этот срок может растянуться на все 500. По меньшей мере, три процедуры должны регламентироваться четко: выдача градостроительного плана на земельный участок, разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию. Региональное министерство промышленности и строительства выпустило для муниципалитетов модельный административный регламент. Надеюсь, что-то изменится к лучшему.