Больше половины российских компаний сэкономят на кадровиках

В этом году российские компании стали чаще задумываться о сокращении персонала в пределах от 6 до 10%, в то время как иностранные компании, если и планируют сокращать, то не более 5% своих сотрудников.

По данным исследования КПМГ, необходимость оптимизировать затраты на персонал наиболее актуальна для компаний финансового сектора (95%) и сектора товаров народного потребления (92%), такую задачу в этом году ставят перед собой и в фармотрасли (70%). В список мер по снижению издержек на персонал помимо регулирования численности попадают в первую очередь вопросы пересмотра бизнес-процессов и оргструктуры компании.

Приоритетным направлением на 2015 год остается повышение эффективности персонала. Больше половины участников опроса (58%) планируют сократить HR-бюджет. Традиционно в первую очередь урезают все затраты, связанные с услугами внешних провайдеров (обучение, подбор, корпоративные мероприятия).

Сегодня как раз та ситуация, когда можно одной-двумя ошибками загубить все наработки прошлых лет

Эксперты считают, что повышать эффективность работы с персоналом в кризис - все равно, что в декабре начинать готовиться к зиме. "Проявления кризиса на рынке цикличны, и в периоды стабильности задача менеджера по персоналу подготовиться к возможным сложностям, создать запас прочности и на случай сокращения бюджета, продумать сценарии действий при необходимости сократить персонал. В кризис должны "выстрелить" все наработки, созданные заранее: и консервативные, и проактивные. Можно и нужно искать пути использования кризисной ситуации в свою пользу, - считает директор по персоналу Superjob.ru Юлия Чашина. - Что касается HR бренда, то сегодня как раз та ситуация, когда можно одной-двумя ошибками загубить все наработки прошлых лет. Было бы глупо начинать какие-то глобальные программы, требующие бюджетов, но еще большей глупостью бросить все, сославшись на урезанный бюджет".

По мнению директора по персоналу Kokoc.com (Kokoc Group) Дмитрия Карягина, сейчас компаниям стоит сосредоточиться на политике удержания ключевых сотрудников: "И обязательно стоит уделять внимание построению HR-бренда. Соискатели выбирают компании, образ которых им близок. Поэтому HR-бренд должен максимально честно его отражать и ценить кандидатов".

Специалисты рекомендуют компаниям определить 1-2 ключевых показателя эффективности работы HR-отдела. "Если компания фокусируется сейчас на удержании и вовлечении текущего персонала, то все усилия направлены на внутренние ресурсы и коммуникации, но грамотная работа по продвижению бренда работодателя среди сотрудников может сыграть в плюс и для рынка соискателей, - считает руководитель консалтингового центра HeadHunter Елена Емеленко. - Я советую четко отслеживать как внутренний фон - отношение сотрудников к компании, так и внешний соискательский фон - отзывы в Интернете, и отрабатывать негатив, так как весь негатив будет отражаться на HR-бренде в будущем".