В отличие от Skype вебинары позволяют передавать презентации, видеоролики, документы, "собирать" обратную связь через чат, иными словами полноценно взаимодействовать с аудиторией прямо в интернет-браузере без установки какого-либо программного обеспечения участникам. Количество возможных участников вебинара не ограничено, присоединиться к такому онлайн-мероприятию могут сотни человек.
По данным IDC, мировой рынок conferencing applications к 2018 году достигнет 5 млрд долларов, демонстрируя среднегодовой рост около 8%. При этом европейский рынок вебинаров больше соответствует объему рынка США шестилетней давности, он не до конца сформирован и его потенциал и темпы роста сейчас высоки. Основными игроками на глобальном рынке выступают Cisco, Microsoft, Citrix, Avaya и Adobe. Монополистом на рынке США является Cisco WebEx, а на долю остальных игроков приходится около 15%.
"Российский рынок пока только формируется. Его объем в 2014 году мы оцениваем в 200-250 млн руб., - говорит Николай Цаллагов, основатель и генеральный директор Mirapolis. - На рынке есть два сервиса, которые по развитости, количеству клиентов и выручке сильно опередили остальных. Компании второго эшелона предлагают сервис уровнем ниже. У них попроще сам продукт, дольше время реакции на обращение в техническую поддержку или же она присутствует только номинально. Компаний третьего эшелона еще больше. В основном это маленькие сервисы, которые предлагают свою услугу бесплатно либо очень дешево, но взамен не обеспечивают стабильности работы. Компании первого эшелона сегодня занимают 50% рынка".
Вебинары потихоньку начинают конкурировать с вполне сформировавшими отраслями. Например, они конкурируют с авиакомпаниями, предоставляя инструмент для видеоконференций, который помогает сэкономить на командировках. Задачи, которые решаются при помощи вебинаров, можно условно разделить на три сегмента. Первый - обучение, проведение корпоративных тренингов. Второй - маркетинг и продажи: организации через вебинары рассказывают о своих продуктах и услугах, а также собирают мнения клиентов. Третий - совещания, планерки и любая совместная работа. Два основных сегмента - это образование и продажи.
"По нашим наблюдениям, вначале существовал значительный перекос в сторону корпоративного или платного обучения, вебинары больше использовались HR-специалистами для обучения сотрудников, - отмечает Александр Альперн, основатель и генеральный директор Webinar.ru. - Сейчас картина изменилась, и специалисты других сфер используют вебинары для решения нового круга задач: привлечения клиентов, продаж, повышения конверсии, узнаваемости или лояльности к бренду. Вебинары стали использовать образовательные учреждения. Дистанционное обучение в России сейчас активно развивается. При этом речь идет не только о коммерческих образовательных организациях, но и о вузах и школах".
По отраслям среди клиентов Webinar.ru самый большой процент принадлежит тренинговым компаниям (11%), IT-компаниям (10%), консалтинговым компаниям (10%), предприятиям оптовой и розничной торговли (9%), вузам (8,8%), фармацевтике и медицине (8,4%), промышленности (4%). По данным J son & Partners, основной потенциал роста вебинаров - это корпоративное образование, рынок которого оценивается в 40-50 млрд руб.
"Сегодня рынок образовательных вебинаров начал показывать очертания. Не могу сказать, что он поделен окончательно. Есть крупные игроки высшего образования, есть компании со специализацией двух-, трехмесячных курсов и семинаров. Но пока рынок не принял окончательные очертания, есть свободные ниши и сегменты, с которыми еще никто не работает. Для этого есть несколько факторов: технологии для проведения вебинаров (площадки, софты) и не сформированный спрос. Если обратиться к статистике Яндекса, то прямой спрос на онлайн-образование и вебинары очень маленький. Нам еще предстоит сформировать этот спрос, завоевать свою долю рынка", - считает Аяз Шабутдинов, основатель Холдинга Like, образовательного проекта Like Бизнес.
Вебинары отлично ложатся в "антикризисные" стратегии компаний, которые предполагают повышение эффективности маркетинга, когда на каждый вложенный рубль нужно получить больше отдачи. Предприятия ищут способы оптимизации процессов и экономически эффективные инструменты. Различные информационно-маркетинговые и связанные с продажами мероприятия переводятся в формат вебинаров. Такие мероприятия можно будет проводить чаще, привлекать на них большую аудиторию, при этом тратить существенно меньше по сравнению с офлайн-вариантом.
"Цена на вебинары складывается из затрат поставщика решения либо на разработку своего продукта, либо на лицензирование чужого. Немаловажным фактором, влияющим на ценообразование, являются затраты на серверные мощности. При этом чем более качественную технологию использует поставщик вебинаров, тем выше у него затраты на серверные ресурсы. Например, технология WebRTC требует больше серверных ресурсов, чем Flash. Также играет роль, какой договор заключен между заказчиком и поставщиком вебинаров. Если решение продается как услуга связи, то платформа для проведения вебинаров должна иметь сертификацию СОРМ, а это связано с определенными административными затратами, которые могут достигать 2-3 млн долл. единовременно. Стоимость зависит от способа тарификации. Например, исходя из числа слушателей и количества докладчиков", - рассказывает Владимир Карпенко, руководитель партнерского канала продаж компании Mind.
По мнению эксперта, предпосылки роста цен на вебинары есть. Это связано с повышением курса доллара, к которому привязана стоимость серверного оборудования. В то же время появление стартапов, готовых демпинговать, сводит эту тенденцию на нет.
Аккаунт для 25 одновременных участников вебинара может обойтись компании приблизительно в 3 тыс. руб. в месяц, для 150 - в 10 тыс. руб., для 500 - в 20 тыс. руб.
Предприниматели, которые используют вебинарные платформы, конечно, занимаются ценообразованием своих уроков и услуг самостоятельно. Например, Дмитрий Шаменков, основатель "Системы управления здоровьем", считает, что цена на вебинар зависит от эквивалента пользы, которую обучающийся получит в ходе видеокурса. Образовательный продукт работает только тогда, когда полученные знания применимы на практике. Стоимость доступа к этим знаниям достаточно велика. "В нашем случае, несмотря на кризис, выручка в первые четыре месяца 2015 года выросла на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост произошел из-за повышения интереса к нашему образовательному продукту вследствие накопления и распространения информации о результатах его применения. Дополнительное влияние на рост оказывает повышение доверия интернет-пользователей к платным онлайн-образовательным продуктам. Думаю, в 2015 году рост выручки школы составит не менее 30%", - уверен Шаменков.
Несмотря на все технические возможности, интерактивность и удобные способы взаимодействия с аудиторией, вебинары не могут полностью заменить живое общение. Технология вебинаров позволяет сократить расходы при коммуникации, с большей эффективностью использовать ресурсы компании, но она не исключает необходимости офлайн-встреч и обсуждений. Отсутствует личный контакт и настроение группы.
"Для определенного рода тренингов и презентаций, для определенного рода встреч, где важна эмоциональная составляющая и харизма спикера, эффект при очном мероприятии выше, чем в вебинаре. Однако в целом по удобству, техническим и организационным возможностям вебинары уже существенно превзошли очное обучение. Вебинары позволяют слушать выступления из удобного места, вы хорошо видите, что происходит на доске или сцене, вам удобно задавать вопросы, не нужно тратить время и деньги, если мероприятие проходит за несколько тысяч километров от вашего дома. Для организаторов вебинары - это возможность привлечь существенно большую аудиторию, получать немедленную обратную связь от всей аудитории с помощью опросов и многое-многое другое", - резюмирует Николай Цаллагов.