220 лет назад императрица Екатерина II издала указ о создании императорской публичной библиотеки. Поздравив представителей профессии праздником, Сергей Нарышкин поблагодарил их за то, что именно они сохраняют книгу как явление культуры, а также открывают молодому поколению удивительный мир литературы. Ведь без тактичных подсказок библиотекарей детям зачастую трудно разобраться в огромном море литературы. "Кроме шедевров и талантливых книг есть откровенная халтура", - признал спикер Госдумы. "В условиях жесткой конкуренции с интернетом библиотека остается опорной точкой образования", - уверен парламентарий.
По словам Нарышкина, законодатели не забывают о библиотечной системе. В частности, речь о стимулах для электронного оборота книг. Законодатели работают над поправками об обязательном создании электронного экземпляра печатных изданий - в цифровом виде они должны будут предоставляться в Российскую государственную библиотеку. Поправки ожидаются к принятию до конца года.
Именно в глобальном переходе "в цифру" - "светлое будущее российских библиотек", добавил замминистра культуры Григорий Ивлиев. В планах министерства - создание единой системы "Национальная электронная библиотека". В результате жителям дальних уголков страны будут доступны книги, находящиеся в крупных московских библиотеках. Сейчас проект тестируется, а с июля, по планам, заработает в полную силу. В готовящихся поправках на эту тему будут сформулированы правила оцифровки книг и прописано понятие единого читательского билета.
Руководители библиотек рассказали о проблемах. Одна из них, по словам директора РГДБ Марии Веденяпиной, нехватка кадров, ведь за последние десять лет перестали готовить детских библиотекарей. А это особая профессия - такой сотрудник должен быть одновременно и психологом, и педагогом. Попросила Веденяпина и защитить уникальную коллекцию российских диафильмов - пленка начинает разрушаться. По ее словам, великолепные иллюстрации пропадут, если так и не удастся разобраться, кому принадлежат права на диафильмы. В минкультуры обещали проработать этот вопрос.
И директор РГДБ, и другие участники встречи отметили недостатки закона о защите детей от нежелательной информации, который затрудняет библиотечную деятельность. Так, не все библиотеки располагают достаточной площадью, чтобы можно было расставить книги для разных возрастов на расстоянии 100 метров друг от друга. Кроме того, учителя литературы не могут на уроках обсуждать ряд входящих в школьную программу произведений, потому что они имеют маркировку 18+.
Нарышкин отметил, что не первый раз слышит критические замечания по поводу этого закона и обещал обсуждение необходимых корректив на площадке Госдумы. В минкультуры тоже согласны, что нормы на тему возрастной маркировки надо смягчать, ряд поправок на эту тему уже подготовлен. Были сомнения у участников совещания и относительно инициатив о базовых линейках учебников по ряду предметов. Не приведет ли это к "зубрежке" и "стандартизации"? Спикер Госдумы обещал широкое обсуждение поправок на эту тему.