Константин Косачев: Процесс ДНЯО не должен закончиться в Нью-Йорке

Позиция России по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, получила весьма широкую поддержку значимых и региональных игроков. Такой итог завершившейся в Нью-Йорке IX Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) подвел в своем блоге председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Конференция, напоминает он, завершилась после месяца напряженной работы. Впервые за пять лет собрались вместе 162 государства-участника Договора, а 115 межправительственных и неправительственных организаций были представлены наблюдателями.

Ключевым вопросом стал предложенный российской делегацией рабочий документ относительно Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). В этой инициативе, пишет Косачев, не было ничего революционного - еще в 1995 году на эту тему уже принималась отдельная резолюция. Однако ее выполнение "осознанно заматывалось".

Сейчас итоговый документ также принять не удалось - история повторилась. Сработала блокирующая позиция США, Великобритании и Канады. И это, резюмирует глава комитета, не самая радостная новость с учетом столь длительной совместной работы и затраченных усилий, в частности, с российской стороны.
Однако нельзя считать конференцию провалом. Прежде всего потому, что под итоговым документом были готовы подписаться все остальные участники, кроме упомянутой тройки. Так что, уверен Косачев, перспективы для дальнейшей работы налицо.

В чем причина отказа США, Великобритании и Канады подписать документ? За этим, полагает российский сенатор, кроются интересы Израиля. Он "хотя и не является участником ДНЯО (и официально не подтверждает наличие у него ядерного оружия, хотя многие убеждены, что оно у Тель-Авива есть), тем не менее, активно повлиял на исход конференции", - пишет Косачев. Как заявил накануне голосования премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, в проекте итогового заявления не были учтены "интересы безопасности Израиля и угрозы, с которыми он сталкивается ввиду все более нестабильной ситуации на Ближнем Востоке". Российская делегация с такой позицией не согласна. "Уверен, что отсутствие работающих механизмов по контролю над ядерным оружием в регионе создаст гораздо больше угроз всем без исключения странам Ближнего Востока, чем продвижение той компромиссной модели, которую предложила Россия и одобрило подавляющее большинство делегаций в Нью-Йорке", - подчеркивает российский сенатор.

1 июня два комитета Совета Федерации -- по международным делам и по обороне и безопасности -- планируют провести своего рода "мозговой штурм", чтобы подумать, как России найти оптимальный алгоритм действий и не только предотвратить наихудшее развитие событий, но и продолжить ту мирную разоруженческую политику, которая позволяет сегодня поддерживать стратегический баланс в мире. Еще одна тема - понять, есть ли потребность в обсуждении этой сложной, но очень важной темы на межпарламентском уровне? Как в режиме мониторинга участия государств в правовом обеспечении режима нераспространения, так и в наших прямых контактах с парламентариями из Израиля и США? Константин Косачев уверен: такая потребность есть. Процесс ДНЯО, уверен он, в Нью-Йорке, конечно же, закончиться не должен.