- Признаюсь, мы специально не сообщаем точные данные о месте нахождения этого судна, чтобы "черные археологи" не разграбили ценные находки, - рассказал корреспонденту "Российской газеты" руководитель клуба "Ростов Дайв" Роман Дунаев. - Сейчас могу только сообщить, что судно находится на глубине 82 метров, оно перевозило сотни амфор и других грузов, которыми торговали в античные времена греческие города-колонии.
Корабль находится под толстым слоем ила. По мнению специалистов из Херсонесского заповедника, именно этот факт позволил древнему судну сохранить первозданный вид. По одной из версий, его построили в Византии, по другой - в одном из городов Боспорского царства. Не исключено, что судно изготовили корабелы империи Селевкидов, которая возникла после смерти Александра Македонского.
Внимание исследователей привлекли размеры судна, так как в Черном море еще не находили столь древних кораблей и такого большого размера. Древние славяне в свои походы ходили на ладьях, которые представляли собой выдолбленные из дуба лодки, обшитые по бокам досками. Запорожские и донские казаки атаковали Черноморское побережье Османской империи на "Чайках" - лодках с низкой посадкой. На эти и еще другие вопросы предстоит ответить ученым.
- Возможно, находки позволят открыть новую, ранее неизвестную страницу истории Северного Причерноморья, - говорит Роман Дунаев.
Впрочем, ростовские ученые уже внимательно изучили видеозаписи, которую сделали члены поискового объединения. Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский считает, что находящиеся на борту затопленного корабля амфоры имеют византийское происхождение. Ручки, форма кувшина и горлышка позволяют предположить, что они были изготовлены в XII веке нашей эры в Константинополе или ремесленных мастерских древней Болгарии.
В середине июня к подводным сокровищам отправится совместная экспедиция дайверов, представителей министерства обороны и центра подводных исследований Русского географического общества.
- В исследовании примут участие несколько судов, а также глубоководные обитаемые аппараты, батискафы и телеуправляемые аппараты, - рассказал Роман Дунаев.
По словам руководителя клуба "Ростов Дайв", предстоящая экспедиция продлится несколько лет. Прежде всего подводным археологам необходимо разметить район расположения объектов, провести видео-, фото- и 3D-фиксацию расположения находок, и только затем можно будет приступать к бережному подъему артефактов.
В конце концов на основании этих исследований будет принято решение: проводить подъем судна или создать виртуальный музей.