Какие инициативы сейчас реализуются в России для устранения коррупционных барьеров для бизнеса? Может быть, уже есть результаты ранее запущенных инициатив и программ?
Мансур Юсупов: Одним из самых заметных антикоррупционных событий является принятие по инициативе российского предпринимательства еще в 2012 году программного документа "Антикоррупционная хартия российского бизнеса". В нем подробно изложена позиция самого бизнес-сообщества выстраивать свою деятельность без коррупционных факторов, в том числе так называемый отказ от коррупционной схемы заключения всех договоров, контрактов и многих других финансовых операций. Этот документ был подписан в числе первых такими крупными предпринимательскими сообществами России, как Торгово-промышленная палата РФ (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), "Деловая Россия" и "ОПОРА России". За ними последовали такие крупные бизнес-структуры, как "Газпром", Роскосмос, "Роснефть", и более 400 коммерческих организаций. Сегодня ведется реестр таких организаций, подписавшим программу вручается сертификат участника.
Это уже конкретный результат, реальный инструмент недопущения и предупреждения коррупционных факторов самим предпринимательским сообществом, самим бизнесом. К сожалению, на мой взгляд, эта инициатива еще слабо развита. МТПП известны другие факты, когда многие компании сами начали разрабатывать антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности. Всем надоело платить откаты и взятки.
В борьбе с коррупцией зарекомендовала себя такая мера, как минимизация личного общения чиновников с представителями компаний и физлицами. На каких информационных площадках реализован этот принцип?
Мансур Юсупов: К специализированным автоматизированным системам противодействия коррупции можно отнести Единую информационную систему Федеральной службы по финансовому мониторингу, становление которой определяется Концепцией национальной стратегии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной президентом РФ в июне 2005 года. Система, получая информацию из различных источников, позволяет ее обрабатывать и анализировать, в том числе выявлять операции, связанные с легализацией доходов, полученных при проявлении коррупционных отношений. Для противодействия коррупции могут быть использованы и определенные функциональные подсистемы АИС "Налог", автоматизирующие контрольную и аналитическую деятельность подразделений Федеральной налоговой службы. В результате инспектору и бухгалтеру нет необходимости встречаться лично, за счет чего снижаются коррупционные риски.
Наверное, есть примеры в закупках?
Мансур Юсупов: Да, официальный сайт РФ для размещения информации о заказах zakupki.gov.ru и Портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru являются примерами результативных государственных ресурсов, чье создание повысило прозрачность деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также выстроило безопасное с коррупционной точки зрения электронное взаимодействие между чиновником, гражданином или бизнесом. Однако необходимо дальнейшее совершенствование программного обеспечения этих и других видов государственных, муниципальных информационных ресурсов, в том числе институтов гражданского общества для совершенствования создания специализированных компонентов, противодействия коррупции на примере сеульской антикоррупционной программы OPEN. Это простой, удобный и результативный механизм. Он дал гражданам возможность контролировать прохождение своего заявления, обращения, просьбы, письма в государственных структурах. С введением этой программы в южнокорейском городе Сеуле коррупция сократилась в шесть раз.
Государством принят ряд программ, направленных на антикоррупционное просвещение. Кто будет доносить антикоррупционную информацию до людей?
Мансур Юсупов: Важнейшую роль в антикоррупционном просвещении населения играет освещение в СМИ антикоррупционной политики государства, конкретных результатов борьбы с коррупцией, создание атмосферы нетерпимости к фактам коррупции. В апреле 2014 года утверждена государственная программа "Антикоррупционного просвещения на 2014-2016 годы". Кроме того, в июле 2014 года принят Федеральный закон N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Этот документ подтверждает полномочия общественных, негосударственных структур в области противодействия коррупции, и в том числе в сфере использования информационных технологий.
"Воспитывать" планируется только широкие массы?
Мансур Юсупов: Антикоррупционное воспитание, просвещение и обучение рассматриваются в РФ как важнейшее направление противодействия коррупции в системе государственного управления. Просвещение и воспитательная работа по формированию у студентов антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. С учетом этого подписано распоряжение правительства РФ "Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы".
Что это за документ? Какие меры им предусмотрены?
Мансур Юсупов: Документ представляет собой программу, предусматривающую реализацию 22 мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности, общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, воспитание нетерпимости к коррупционным правонарушениям. Эти мероприятия будут реализовываться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ с участием Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. К антикоррупционному просвещению также будут широко привлекаться все образовательные и учебные организации, некоммерческие организации и средства массовой информации.
Кто именно будет обучаться по таким программам?
Мансур Юсупов: В течение ближайших двух лет планируется проработать вопрос о включении элементов по популяризации антикоррупционных стандартов в программы общего, среднего профессионального и высшего образования. Причем во многих вузах антикоррупционные курсы уже включены в программу. Ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией, на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.