"Если звонок поступает днем - это рядовое информационное сообщение. А ночной разговор - всегда психологическое давление, запугивание, скрытая угроза", - цитирует автора законопроекта депутата Олега Михеева ТАСС.
Депутат напомнил, что в 2013 году, принимая закон "О потребительском кредите", Госдума уже запретила кредитным организациям и коллекторам подобные действия. "Но вот загвоздка: этот закон к ипотечному кредиту не относится. А значит, формально при работе с "ипотечниками" коллекторы могут ничем не ограничивать свою фантазию", - констатировал он.
В связи с этим Михеев считает необходимым оговорить в законе "О потребительском кредите", что его положения не относятся к ипотеке, за исключением статьи 15 - именно в ней запрещаются ночные звонки и смс с 22 часов вечера до 8 утра в рабочие и с 21 часа до 9 утра в выходные дни и по праздникам. "Честным финансистам, которые работают для нормального взыскания долгов, а не запугивают людей, такой запрет ничем не помешает. Зато это успокоит напуганных должников", - уверен депутат.
Аргументируя необходимость принятия поправок, Михеев указал, что долги россиян по ипотечным кредитам всего за два месяца 2015 года выросли до 54 миллиардов рублей. Более того, по его словам, коллекторы прогнозируют увеличение просроченной задолженности по ипотеке в первом полугодии 2015 года на 18-20 процентов.
Между тем юристы советуют в разговоре с коллектором попросить его полностью представиться, назвать должность, название компании и цель звонка. Стоит записать эти сведения, а также дату и время звонка. Обязательно надо затребовать от коллектора документы, подтверждающие переход прав на истребование долга.
При взаимодействии с коллектором также рекомендуется сообщить ему причины просрочки платежей и вместе с ним прийти к соглашению о дальнейшем порядке погашения задолженности.
Данная информация передается кредитору (банку). Если в дальнейшем заемщик будет придерживаться заявленного порядка погашения долга, то контакты с коллекторским агентством будут сведены к нулю.