Новости

26.05.2015 17:25
Рубрика: Экономика

Гонорар за успех

Компании пытаются экономить на внешних консалтинговых услугах
В кризис вопросы финансовой оптимизации выходят на первый план. Компании начинают отказываться от непрофильных активов, усиливают антикризисный менеджмент и сокращают штат. Тенденция затронула и правовой сектор. Во время кризиса предприятия пытаются экономить на консалтинговых услугах. В конце прошлого года уже наметилась четкая тенденция по сокращению случаев привлечения внешних юридических консультантов компаниями и стремлению делать все собственными силами, в 2015 году она сохранилась.

- Сегодня все находятся в режиме экономии, в том числе юридические фирмы и их клиенты. Поэтому тенденция, наметившаяся в прошлом году - сокращение привлечения внешних юридических консультантов, - сохранится. Компании в условиях кризиса будут экономить на юридическом аутсорсинге, потому что любое привлечение внешних специалистов традиционно считается категорией второстепенных затрат, подлежащих пересмотру в сторону сокращения, - считает Станислав Клейменов, президент Российской гильдии арбитражных управляющих.

Участились случаи отказов от внешнего консалтинга. В основном это касается автомобильной промышленности, компаний из сферы оптовой торговли, банковского дела, рынка сделок с недвижимостью. Эти вопросы компании стараются решать собственными силами.

- Действительно, все еще есть проекты, такие, как некрупные сделки M&A, внутренние реорганизации, регистрационные действия, различные файлинги, стандартные судебные процессы, по которым внутренние юристы стали работать более активно и реже привлекать консультантов. Однако в связи с сокращением ставок консультантов и адаптацией клиентов к новым курсам евро и доллара экономить на консультантах стали меньше, - констатирует Петр Шевцов, партнер адвокатского бюро "ЕМПП". - В целом можно утверждать, что объем отказов от услуг внешних консультантов в 2014-2015 годах существенно ниже, чем в 2008 году, что, видимо, вызвано более глобальным кризисом в 2008 году по сравнению с нынешним.

Естественно, есть практики, которые просто не могут умереть в кризис - это, например, защита по уголовным статьям. Количество запросов клиентов по этим вопросам существенно возросло, так же как и количество запросов, связанных с нарушением прав работников.

Кризис заставляет экономить всех: от малого и среднего бизнеса до крупных сырьевых экспортеров и государственных компаний. В то же время без привлечения консультантов среднему бизнесу не обойтись: сотрудники юридических фирм получают более разнообразный опыт по сравнению с внутренними (in-house) юристами компаний. В результате на решение аналогичных проблем сторонний консультант потратит меньше времени, чем собственный юрист предприятия, впервые сталкивающийся с возникшей ситуацией.

- Есть и обратная сторона медали - объективный характер пределов ресурсов (временных, кадровых) правовых департаментов. У отдельных клиентов мы видим тенденцию учиться у юридических консультантов, перенимая лучшие практики, с последующим замещением экспертизы силами внутренних специалистов, - говорит Владимир Елизаров, директор юридической практики КПМГ в России и СНГ.

- Примерно с начала апреля текущего года мы отмечаем некоторое оживление в сфере привлечения внешних консультантов, особенно по вопросам налогообложения. Стремление сократить затраты на внешних консультантов остается, но в ряде случаев приобретает форму не полного отказа, а попытки максимально снизить стоимость необходимых клиентам услуг. Это достигается за счет обострения конкуренции среди консультантов и определенного ценового давления на рынке услуг, - отмечает директор департамента налогового и правового консультирования БДО "Юникон" Иван Новиков.

Заказчики сейчас стараются привязать гонорар к конечному финансовому результату полученной от работы консультантов выгоды. В юридической плоскости - это ориентация на гонорар успеха (процент от взысканной суммы), в налоговой - полученная сумма налоговой выгоды и сниженные налоговые риски.

Тенденция затронула и внутренних юристов предприятий. KPI (ключевые показатели эффективности) сотрудников и отделов становятся во главу угла. В период кризиса на первый план выходит вклад юридического департамента по сохранению ликвидности в компании, а это эффективная работа и с должниками, и с кредиторами, результативная претензионная и судебная работа.

Для руководителей правовых департаментов показателем эффективности, в первую очередь, стало сокращение расходов и возможность сделать большее меньшими ресурсами.

- Для 2014 года это наблюдение с очевидностью подтвердилось в ходе анализа анкет, которые мы ежегодно анализируем в качестве разработчика методологии оценки эффективности юридических департаментов и эксперта конкурса "Лучшие юридические департаменты". Сравнение с 2011 - 2013 годами показало тенденцию к сокращению расходов по всем направлениям затрат юридических департаментов - от найма новых сотрудников до посещения внешних мероприятий, в кризис любые расходы обосновать сложнее, - рассказал "РГ" Владимир Елизаров. - Это глобальная тенденция, которая к тому же усиливается за счет стремительно развивающихся цифровых решений для юристов. Кроме того, как и в 2008 году, у собственников и топ-менеджмента компаний обострилось желание подтвердить отсутствие "балласта" внутри компании. В связи с чем мы, как и в предыдущую волну кризиса, наблюдаем рост запросов на оценку эффективности различных внутренних подразделений компаний, включая и оценку эффективности юридической функции.

Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники