Несмотря на то что с марта этого года плата за капремонт входит в число обязательных, убедить в этом большую часть населения региона власти пока не сумели. Разосланные квитанции с отсутствием инициалов плательщика и путаницей в квадратных метрах только укрепили южноуральцев во мнении, что торопиться с оплатой не стоит. Ко всему прочему, в большинстве муниципалитетов области расчет возможен только с уплатой банковской комиссии, из-за чего сумма увеличивается почти на 20 рублей (и без того за каждый квадратный метр начисляется по 6,4 рубля).
- Для пенсионеров новая строка в квитанции - это немалые деньги, ведь и без того стараемся экономить каждую копейку, - говорит жительница Миньяра Лидия Брагина. - При этом комиссия идет коммерческому банку, а не государству, что, по-моему, еще более несправедливо.
За "двушку" в старенькой многоэтажке, простоявшей в Миньяре больше полувека, Лидии Александровне в апреле пришел счет за капремонт в размере около 300 рублей. Тогда пенсионерка решила, что ошиблись в управляющей компании, ведь до этого никто не предупреждал, что появится новый вид платежей.
- Пару лет назад с жителей нашего дома уже собирали деньги на капремонт: мол, дом-то разваливается, - рассказывает пенсионерка. - Мы заплатили, но ремонта так и не дождались. Подъезды до сих пор как после бомбежки, крыша постоянно течет. Боимся, что ситуация повторится: отдадим деньги и останемся ни с чем. Да еще и банкам добавим из своих кошельков.
По словам челябинского коммунального омбудсмена Анатолия Вершинина, степень недоверия к программе капремонта в регионе велика. Во многом по причине низкой информированности: 90 процентов собственников жилья узнали о новых платежах, только получив квитанции.
- 70 процентов южноуральцев открыто заявляют, что платить за капремонт не собираются, при этом принципиальное неприятие у людей вызывает банковская комиссия, - говорит Анатолий Вершинин. - Есть риск, что возникнет замкнутый круг, когда из-за недостатка средств окажется нереализованным план ремонтных работ. В этом случае недоверие со стороны жителей только возрастет. Ликвидация банковской комиссии могла бы стать шагом, подтверждающим, что проблемы хоть как-то решаются.
Региональные власти уверены: такого рода трудности естественны для первого этапа реализации программы, надо лишь усилить разъяснительную работу среди населения.
- При оплате жилищно-коммунальных услуг через расчетные центры, у которых заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, на первый взгляд, никакой комиссии никто не взимает, однако на самом деле это не так, - поясняет начальник управления инженерной инфраструктуры регионального минстроя Владимир Долотов. - Просто комиссию за собственника жилья перечисляет либо жилищная организация, либо ресурсники путем перераспределения средств. Тогда как региональному оператору законом запрещено тратить деньги собственников на какие-либо иные цели, кроме непосредственно капремонта.
В настоящее время инициированы переговоры с руководством финансовых организаций о ликвидации комиссии, но отклика пока нет. Процент за перечисление средств в региональный фонд капремонта пока не взимают только в 50 офисах местного банка и 72-х почтовых отделениях, что, по сути, капля в море.
- Поначалу в регионе будет действовать переходный период, и высокой собираемости средств за капремонт ожидать не следует, - констатирует Владимир Долотов.
Дальше власти намерены действовать по ситуации. При этом неплательщикам грозит ежемесячное начисление пени за просрочку. По словам чиновников, не исключены судебные разбирательства. Вот только при нынешней динамике расчетов работа судов может быть парализована. Госжилинспекторам уже приходится нелегко: в течение двух месяцев фиксируется небывалый поток обращений.
- Работы значительно прибавилось: поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на ошибочные суммы, указанные в квитанциях, - сообщила замначальника Госжилинспекции Челябинской области Элла Никитина. - Кстати, мы имеем право проверять регионального оператора в любое время без согласования с прокуратурой.
До конца года в Челябинской области планируют охватить капремонтом 578 домов. Сейчас близятся к завершению конкурсы среди подрядных организаций, интерес которых оказался неожиданно велик: на одну заявку порой претендовало три-пять компаний. По количеству лотов лидирует ремонт кровли - именно этому направлению в 2015 году будет уделено наибольшее внимание (в планах отремонтировать свыше 200 крыш). Правда, у масштабных планов есть побочный эффект: когда жильцы жалуются на протечки, многие управляющие компании теперь ссылаются на необходимость капремонта и полностью отстраняются от решения проблемы.
- Управдомы спешат обратиться в фонд капремонта и переложить на его плечи решение проблем с текущим содержанием и ремонтом многоквартирного дома, что в корне неправильно, - пояснил и.о. гендиректора регионального оператора капремонта общего имущества в многоквартирных домах Виталий Васильев. - Установлены четкие правила и нормы содержания домов, в которых прописано, что в случае повреждений кровли в течение недели УК должна их устранить. И ждать приближения очереди на капремонт вовсе не обязательно.
В более выгодном положении оказались собственники квартир, которых не устроил котловой метод сбора средств на капремонт, и они заблаговременно открыли спецсчета. Теперь жители таких домов сами сообща определяют, когда и какие работы требуется выполнить, и направляют собранные средства на первостепенные нужды по мере необходимости. В области сейчас около 1270 домов, открывших спецсчета, и, видимо, их количество будет расти.