Уральские общественники попросили приструнить коллекторов

В Екатеринбурге резко вырос спрос на услуги коллекторов. По данным рекрутинговой службы HeadHunter, в первом квартале 2015 года количество вакансий для специалистов по взысканию проблемной задолженности увеличилось на 37 процентов. Преимущество отдается стрессоустойчивым гражданам, которые знают законодательство и умеют вести "жесткие" переговоры. За эти навыки работодатели готовы платить от 30 до 45 тысяч рублей в месяц, что, правда, существенно расходится с ожиданиями кандидатов, рассчитывающих на 40-100 тысяч рублей в месяц.

- Спрос на коллекторов в последние годы был устойчивым, рост начался, когда осложнилась экономическая ситуация и количество неплательщиков по кредитам стало увеличиваться, - комментирует Анна Хвостова, директор уральского филиала HeadHunter.

По данным ЦБ РФ, общий объем просроченных кредитов в стране достиг пятилетнего максимума - порядка триллиона рублей. Среднестатистический заемщик тратит на погашение долга почти 40 процентов ежемесячного дохода, при этом просрочка все равно растет: если в первом полугодии 2014 года она составляла 13 процентов, то сейчас уже 17 процентов от общего объема платежей.

Также приметой нашего времени можно назвать появление антиколлекторов - предпринимателей, которые за определенную плату готовы взяться за урегулирование долга. Правда, в большинстве случаев под этой маской скрываются банальные мошенники, уверен Дамир Садритдинов, руководитель свердловского представительства межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Блок-Пост".

- Общероссийский народный фронт (ОНФ) запустил проект "За права заемщиков", который показал, что банки ведут себя довольно агрессивно, буквально навязывают кредитные карты. Плюс реклама, которая прививает идеологию потребления: бери, покупай прямо сейчас. В ходе мониторинга мы нашли уникального заемщика, у которого одновременно 52 кредита! Неразумность такой финансовой политики не может не тревожить. В случае глобального кризиса это чревато социальным взрывом, - говорит Евгений Артюх, депутат Заксобрания Свердловской области, член ОНФ.

По словам Андрея Тишковского, руководителя коллекторской практики в юридической компании, общее количество специалистов по взысканию долгов в России подсчету не поддается, поскольку их деятельность не лицензируется и не регламентируется федеральным законодательством. На ресурсе Коллектор.ru перечислена тысяча агентств, из них порядка 30-40 работают в Свердловской области, но эта цифра постоянно меняется.

Попытки заняться саморегулированием рынка предпринимаются с 2006 года, однако до сих пор успехом не увенчались. Сегодня в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств входят не более 20 крупных компаний с долговыми портфелями в несколько миллиардов рублей. Именно по их инициативе были разработаны профстандарты, которые игроки рынка восприняли неоднозначно. Кто-то посчитал, что это попытка монополизировать отрасль. Видимо, по той же причине уже в третий раз в Госдуме блокируется принятие закона о коллекторской деятельности.

- Рынок молодой, маржинальность его сильно переоценена: добросовестные граждане закрывают просрочку еще на ранней стадии, все остальное - так называемые плохие долги, связанные с низкой финансовой грамотностью заемщиков либо с сознательной кредитной перегрузкой клиента банком, - отмечает Андрей Тишковский. - Имидж коллектора в России сильно подпорчен работой непрофессионалов, которые запугивают должников, расписывают стены в подъездах и т.п. На самом деле смысл коллекторской деятельности в том, чтобы выяснить причину неплатежа и мотивировать заемщика вернуть долг без обращения в суд.

18 мая ОНФ предложил внести поправки в закон о потребительском кредитовании. Этому нормативному акту в июле исполнится ровно год, но по сути он никак не повлиял на коллекторскую практику в России. Даже сам факт продажи долгов небанковской организации вызывает споры у юристов. По идее, это возможно только с согласия заемщика и должно быть оформлено отдельным пунктом в договоре кредитования.

- Сегодня коллекторам не разрешается только беспокоить должников по ночам. Мы предлагаем расширить статью 15 и запретить им связываться с заемщиком чаще четырех раз в сутки, а также передавать информацию о долге третьим лицам. Кроме того, коллекторы будут обязаны не менее трех лет хранить всю документацию о работе с должником, - поясняет Евгений Артюх.

мнение

Андрей Артемьев, президент Всероссийской лиги защитников потребителей:

- У банков такие высокие ставки по потребительским кредитам, потому что в них уже заложены риски невозврата. По сути, за должников расплачиваются добросовестные заемщики. Чьи деньги тогда взыскивают коллекторы? Я считаю, что было бы справедливо эти средства перечислять в бюджет и направлять на социальные нужды. Именно так происходит в развитых странах.