Конституционный суд заявительнице фактически отказал, но поднятый ею вопрос - серьезный, поэтому суд счел необходимым детально разъяснить свою позицию. А она заключается в том, что, в общем, проблему, которую подняла Лилия Шибанова, Конституционный суд уже рассматривал, а частности, связанные с конкретными судебными решениями, он пересматривать права не имеет.
Эта история началась почти три года назад. Тогда в ноябре 2012 года Норвежский Хельсинкский комитет присудил ассоциации "ГОЛОС", председателем которой является Лилия Шибанова, премию в размере 7,7 тысячи евро. Эти денежные средства были перечислены на транзитный счет организации, но впоследствии возвращены ею назад. По результатам прокурорской проверки этот факт - перевод денег был расценен надзорной инстанцией как зарубежное финансирование политической деятельности в России. И ассоциации было предписано зарегистрироваться в качестве "иностранного агента". Но с подобным прокурорским предписанием руководство организации не согласилось. После отказа пройти процедуру регистрации руководителю НКО Лилии Шибановой был присужден административный штраф.
Конституционный суд напомнил, что заявительница поднимает вопрос, который уже был рассмотрен именно Конституционным судом в прошлом году и по нему было принято решение. Так еще 8 апреля 2014 года Конституционный суд признал не соответствующими Основному Закону страны несколько положений закона об НКО.
В числе положений, не соответствующих главному закону страны, была и норма, согласно которой зарубежным финансированием признавался сам факт перечисления средств организации без учета того, были ли заграничные деньги приняты этой организацией или нет.
На этом основании административное наказание в отношении Шибановой было отменено. В то же время в рамках параллельного процесса суды оставили в силе представление прокуратуры об обязанности "ГОЛОСа" зарегистрироваться в качестве "иностранного агента".
В этой связи руководитель организации Лилия Шибанова обратилась с ходатайством в Конституционный суд, чтобы он официально сделал разъяснения своего собственного постановления, принятого по тому годичной давности вопросу об НКО.
В своем Определении, которое вчера обнародовал Конституционный суд по заявлению руководителя общественной организации Шибановой, он напомнил уже принятое им решение.
Что если какая-либо общественная организация получила, но позже отказалась принимать денежные средства, присланные ей из-за рубежа, и возвратила их отправителю, то такой организации не требуется признавать себя "иностранным агентом".
В противном случае, подчеркнул Конституционный суд РФ, подобные некоммерческие организации лишались бы возможности самостоятельно искать себе спонсоров и финансовых партнеров.
А еще Конституционный суд сказал важную вещь, точнее - озвучил свою правовую позицию. А эта позиция заключается в том, что Конституционный суд РФ обязывает суды исходить из презумпции законности и добросовестности гражданских организаций.
Вот очень серьезная мысль, которую специально подчеркнул суд: бремя доказывания иностранного финансирования и намерения НКО участвовать в политической деятельности лежит на представителях государства.
В то же время Конституционный суд заметил, что он не может оценивать конкретные судебные решения, которые были в свое время приняты обыкновенными судами по делу организации "ГОЛОС".
Это, по мнению Конституционного суда должны сделать суды общей юрисдикции в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства и с учетом решений КС РФ.