Новости

27.05.2015 23:00
Рубрика: Общество

Механика чуда

Как сделать так, чтобы Бог услышал твои молитвы
"Мария, что ж у вас все так легко и складно: помолился - исцелился.

Был алкаш, падший бухарик, дополз до иконы "Неупиваемая чаша" - стал святой: в рот ни капли не берет, как заговоренный, и нимб над головой засиял! Тошно читать эту церковную пропаганду, того и гляди, репортажи по телевидению начнете снимать: "Мы с вами находимся у знаменитой иконы, от которой исцеляются тысячи тысяч. Вот стоит сантехник Гриша. Гриня - ханурик со стажем. Сейчас мы присутствуем при трогательном моменте, когда Григорий подойдет к образу, и икона явит нам чудо: Гриня бросит пагубную страсть, начнет петь в хоре и вышивать крестиком!" Сантехник припадает к иконе и под радостные звуки хоралов меняется на глазах. Камера наезжает на нестройные ряды алконавтов, с болью и тоской влачащихся к иконе, а затем - на стройные ряды исцеленных трезвенников, шеренгами выходящих из церкви". Оркестр, туш, приз в студию! Тьфу ты, в церковь! И когда эти чудеса кончатся?"

Агностик

И вам, называющий себя человеком, неверящим ничему, что не может быть подтверждено органами чувств, здравствуйте! Немного странно, что, именуя себя агностиком, вы упоминаете в своем письме заговор. Или колдовство, заклинания и прочая магия вполне совместимы с теорией, отвергающей мистическую составляющую религии? То есть можно отрицать всемогущество, да и сам факт существования Создателя, но верить в сверхъестественные возможности победителей телеконкурсов экстрасенсов? Вот уж диковинно. Впрочем, я рада вашему письму, я давно выискивала подобное в своей почте, потому что жду не дождусь подходящего повода разобраться в механизме чуда. Не будем тянуть волынку, приступим!

Хождение по воде и другие чудеса

Как вы не без ехидства заметили, пересказ любого случившегося чудесного события, произошедшего по молитве к Богу, чаще всего выглядит так: было плохо, помолились - стало хорошо. Сюжетная схема нехитрая, но такая простота легко объяснима. Очевидцы схватывают исходное состояние: человек был болен или на краю гибели, и конечное: спасение, исцеление того, кто только что погибал. Перепад между начальной точкой и финалом так разителен, что свидетели происходящего акцентируют свое (и наше!) внимание именно на нем, на этом "было - стало", называя его чудом. И за кадром остается то, каким образом совершилось изменение - назовем это механикой чуда. В прикладной математике, как известно, механика - наука о силах, сопротивлении этим силам и о взаимодействии различных сил между собой. Помните, как в школе мы чертили вектора сил, действующих на лежащий предмет: сила тяжести притягивает вниз; мы, пытаясь чурочку сдвинуть, тащим ее вперед; сопротивление направлено назад. Тем, что человек - не безвольный чурбан, можно на первых порах пренебречь: по сути, на всех нас так же действуют разнонаправленные силы: Господь зовет вверх; дьявол подстрекает к падению; друзья-товарищи тянут кто в лес, кто по дрова. Выбор, который мы делаем, увы, не всегда осмысленный.

Оставим также пока без внимания ситуации, когда человек помолился, но ничего чудесного не произошло, - о них позже. Не будем рассматривать и чудеса, как нам кажется, нарушающие законы физического мира: внезапные ураганы и такие же неожиданные их укрощения, хождение по воде, кормление масс народа малым хлебом - тут-то, на мой взгляд, и рассуждать особо не о чем: Богу - Творцу и Создателю всего, в том числе и законов мироздания, нарушить их - не вопрос. Бездушные обломки неведомой планеты, несущиеся прямо на нас и все-таки нас минующие; огромные волны, яростно вздымающиеся, сметающие все на своем пути, а потом так же вдруг притихшие... - да что я стараюсь? Полагаю, вы и сами вполне сможете привести парочку примеров того, как разбушевавшаяся природа, неся в себе угрозу, вдруг усмирялась будто по мановению чьей-то волшебной палочки. Чудеса? Думаю, нет. Скорее промыслительные жесты Господа, доступные для расшифровки внимательному уму. Истинным чудом будет не управление бездушной стихией, а изменение в душе любимого творения Господа - человека. Личности, не просто созданной Богом по Своему образу и подобию, но и наделенной Им свободой воли. Причем эта свобода, дарованная человеку Творцом, так велика, что позволяет нам высокомерно отрицать Его Самого - нашего Отца и Создателя (реверанс в вашу сторону, уважаемый Агностик).

Битва за душу

То есть истинное чудо, как вы верно подметили, - это переворот в человеке: был наркоман и алкоголик - стал трезвенник; хулил и поносил Церковь - одумался и воспевает милость Христа; тяжело болел - выздоровел. Каждое из этих неожиданных преображений - чудо. Изменение в сердце человека, в его душе. Наша душа и есть точка приложения сил - как Господа, так и врага рода человеческого. Только Бог стоит и стучит в наше сердце, потому как никого не насилует Своим всесилием, иначе вы, уважаемый Агностик, так бы свои письма не подписывали, а ходили бы вместе со всеми строем в Церковь! Итак, Бог стоит и ждет нашего произволения, ну а враг рода человеческого улавливает нашу душу коварством и ложью. Душа, делающая свой выбор - куда склониться, куда двинуться? - главная ценность в этом мире. И все битвы всегда за нее. Жаль только, мы в этой главной войне чаще всего дезертиры.

Но вернемся к чуду. В Евангелии есть эпизод исцеления Иисусом расслабленного (т.е. парализованного). В этой истории легко проследить механику чудесного преображения человека, поэтому давайте ее разберем.

К Богу на веревках

Однажды в дом, где проповедовал Иисус, набилось так много желающих Его послушать, что яблоку упасть было некуда. "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и... спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои", - читаем в Евангелии от Марка. И тут внимание! Первое: в Евангелии ничего не говорится о желании самого расслабленного обратиться за исцелением к Христу. Скорее всего, такого желания и веры в то, что Иисус его спасет, у больного не было. Зато друзья расслабленного верили в силу Христа и жаждали спасения больного. Да еще как! Ради того, чтобы доставить паралитика к Иисусу, они разобрали крышу и спустили несчастного через дыру вниз, в дом. Для нас это урок: хочешь спасти близкого, давно махнувшего на себя рукой, неси его расслабленную душу к Господу. Веруй и за себя, и за него, помоги ему стать ближе к Богу.

Второе: вдумайтесь, что говорит Иисус, видя веру пришедших: "чадо! (т.е. сын. - М.Г.) прощаются тебе грехи твои!". Иисус сначала не произносит слов, касающихся исцеления, Он говорит, что отпускает больному его грехи. Запомним, это важно!

Надо заметить, что сей факт обескуражил и книжников с фарисеями - священнослужителей Иудеи, старающихся подловить Иисуса на нарушении законов с тем, чтобы затем Его осудить. "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога".

Смотрите, что происходит: Иисус сначала отпускает грехи больному и только потом произносит слова, повелевающие парализованному идти.

Итак, Господь в силах нас исцелить, но для того, чтобы эта сила Божьей благодати на нас подействовала, необходимо и наше усилие навстречу. Или усилия наших близких, истово верующих, молящихся за нас. В богословии такое взаимное движение человека и Бога друг к другу называется синергией. Вот он, ключевой момент механики чуда: наш порыв к Господу. Больше того, этот порыв может определить и то, насколько человек будет спасен: "По вере вашей да будет вам", - говорит Иисус, и, если вдуматься, это поразительно! Потому что получается, что в деле созидания чуда Бог делает человека своим сотворцом! От нас, от нашей веры зависит, произойдет чудо или нет!

И еще. На пути нашего исцеления от болезни - причем не важно, духовной ли, физической, - первично покаяние. Очистив свою душу от гнета греха и получив от Бога освобождение от уз греха, человек дает возможность Божьей благодати, то есть силе Божественной энергии действовать в себе...

Продолжение следует.

Пишите: 125993, г. Москва,

ул. Правды, д. 24, "Российская газета",

или pisma-maria@mail.ru

Общество Религия Беседы с Марией Городовой