28.05.2015 16:45
    Поделиться

    В Лиссабоне открылся обновленный музей карет

    Нескончаемой очередью отметили жители Лиссабона и туристы открытие нового здания Национального музея карет по проекту бразильского архитектора Паулу Мендеша да Рошы, которое состоялось в минувшие выходные в португальской столице. Дефиле кавалеристов Национальной гвардии и выступление профессионалов из Португальской школы верховой езды начали торжественные мероприятия, которыми власти города решили ознаменовать событие, с нетерпением ожидаемое последние несколько лет.

    Последние дни мая были выбраны не случайно. Именно в этот месяц, еще 110 лет назад, в 1905 году по инициативе королевы Амелии, супруги португальского короля Дона Карлуша I, было торжественно открыто первое здание музея карет, которое просуществовало до нашего времени, конечно, с периодической реставрацией, в самом центре Лиссабона.

    В стенах нового музея с комфортом разместилась коллекция, которую португальцы любовно собирали еще с конца 16 века. Примерно этим периодом времен датируется старейший экспонат, карета Филиппа II Испанского, который использовал ее во время своего визита в Португалию в 1619 году. На вид это довольно скромный экипаж из дерева, обитый темно-красной кожей. С течением времени кареты становились тяжелее, массивнее и, на удивление, изящнее. В 18-19 веках их стали массово украшать позолотой, бархатом, красным деревом, статуями и светильниками. Это особенно заметно по выставленным на всеобщее обозрение трем огромным каретам, изготовленным в Риме для португальского посла в Ватикане, поражающим воображение своими циклопическими размерами и невероятной роскошью. Они отделаны плюшем и украшены статуями в человеческий рост, покрытыми позолотой. Сотрудники музея уверены, что каждая из них весит около 5 тонн.

    С приходом 20 века мода, судя по выставке, сильно изменилась, чему виной стал технический прогресс. Материалы, использовавшиеся для изготовления, стали легче, появились новые технологические решения для облегчения веса экипажа. На место тяжелых золоченых карет пришли шарабаны, ландо, кабриолеты, одноместные коляски и другие экипажи из прочных легких материалов и кожи. Кстати, большинство из собранных в коллекции транспортных средств принадлежало португальской королевской семье. Но свои средства перемещения на конной тяге оставляли в дар местным монархам и главы посольств стран, представленных в то время в Лиссабоне - французы, испанцы, датчане, итальянцы, австрийцы, имеется даже экземпляр от мастеров из далекой России. Все это разнообразное великолепие силами сотрудников музея и специалистами-историками содержится в совершеннейшем порядке, можно запрячь лошадей и ехать.

    Сложно представить, что современная конструкция из стекла и бетона стоимостью 40 миллионов евро, расположенная практически на берегу реки Тежу, теперь является пристанищем для великолепной коллекции старинных экипажей, а также предметов, так или иначе связанных с предшественниками автомобилей. Еще некоторое время назад многие туристы жаловались, что приходится долго петлять по старым улочкам Лиссабона, чтобы найти этот музей. И многие действительно проходили мимо, потом возвращались и на входе жаловались сотрудникам на неудобное расположение здания.

    День открытия нового музея также прошел не без жалоб. Но они были несколько иного толка. Внутренняя территория действительно впечатляет. Два огромных этажа, заполненных сотней великолепно сохранившихся и отреставрированных экспонатов, позволили вместить в себя сразу несколько тысяч человек. Но, к сожалению, таблички, на которых обозначен тот или иной предмет, а также его краткое описание, исполнены в формате обычного бумажного листа А4, и пробиться к ним было достаточно трудно. Повезло тем, кто смог попасть в состав туристической группы под предводительством гида, правда, и тут им пришлось потолкаться, потому что количество экскурсантов в группах доходило до 50 человек. Интересным показалось описание посещения церемонии открытия, который дал один из португальских журналистов. "Люди ходили потерянные, тыкались от одного экспоната к другому, пытаясь пробиться непосредственно к информационной табличке и понять, на что же они смотрят".

    Начиная с этого понедельника, каждый желающий сможет посетить музей, заплатив всего лишь 6 евро на входе. В скором времени эта цена будет увеличена до 8 евро, но лишь после того, как руководство совместно с Министерством культуры запустят специальный музеографический проект, основанный на современный интерактивных технологиях. Что интересно, никто не планирует отказываться от гидов, частью перешедших из нового здания, а частью набранных заново. Посещение музея карет по прежнему адресу также возможно, и цена за вход там снижена с 6 до 4 евро. Правда, достойных экспонатов там осталось мало, но желающих прикоснуться к истории это не останавливает.

    Поделиться