Людей беспокоит, когда и на каких условиях переселят жителей улицы Цементная слободка, в районе которой пройдет транспортный переход со стороны Керчи. На этой улице несколько десятков частных домов и четыре двухэтажных "сталинки". Здесь живут в основном пенсионеры. Их жилища не газифицированы, с печным отоплением, все удобства во дворе, многие дома в аварийном состоянии. Переселить людей в благоустроенные квартиры обещают уже не первый год.
- Я в Цементной слободке живу более 50 лет, здесь когда-то была воинская часть, потом ее расформировали, а военнослужащих перевели в Севастополь, - рассказала "РГ" пенсионерка Александра. - О планах по сносу наших домов из-за строительства моста мы слышали, но никто и ничего официально нам не сообщал, вот и не знаем, где зимовать будем, покупать уголь или нет.
Жители Слободки сомневаются, что в ближайший год смогут отметить новоселье - ведь обеспечить квартирами надо сразу около сотни семей. А бюджетное жилье в городе давно не строится - люди стоят в очереди на получение квартиры более 30 лет.
Однако пока власти не смогли сообщить людям ничего конкретного по этому поводу.
Начальник управления по специальным проектам ООО "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин считает, что говорить о переселении пока рано, поскольку еще нет проекта строительства моста. Если он предусмотрит снос домов Цементной слободки, то "генподрядчик с заказчиком переселят жителей".
Но уже сегодня ветхие дома содрогаются от передвижений тяжелой техники со стройматериалами, жители страдают от шума и пыли.
- Мы постараемся минимизировать неудобства для местного населения, - пообещал Леонид Рыженькин.
В то же время сотни керчан благодаря строительству моста получат работу.
- Транспортный переход будет уникальным сооружением, в первую очередь, мы привлечем к работе организации с опытом строительства искусственных сооружений, - сообщил представитель предприятия "Стройгазмонтаж". - Прорабатываем вопрос размещения вакансий в местных центрах занятости: субподрядные организации будут привлекать к строительству местное население.
Транспортная артерия, связывающая Крым с материковой Россией, должна появиться к концу 2018 года. Но разработка проекта и собственно строительство моста не начнутся, пока специалисты не проведут инженерные изыскания и не оценят воздействие объекта на экологию региона. По словам президента Академии наук Республики Крым Виктора Тарасенко, техническое задание на изыскание занимает восемь увесистых томов, более 1500 страниц текста и схем.
Проект перехода подготовит ЗАО "Институт "Гипростроймост Санкт-Петербург". Руководитель проекта Вадим Волков рассказал участникам состоявшихся слушаний, что географически участок изысканий расположен в западной части Таманского полуострова. Также трасса транспортного перехода пройдет по острову Тузла и по территории Керчи. По его словам, планируется комплекс инженерных изысканий, в том числе геологические, экологические, гидрологические, включающие исследование грунта, атмосферы, водных биоресурсов. Например, грунт с глубины 80 метров исследуют с использованием нескольких самоподъемных буровых установок.
Начальник отдела разработки природоохранной документации ООО "СТГ-Эко" Татьяна Душина заверила, что негативное воздействие на природную среду во время этих работ будет незначительным, а природоохранные зоны на месте строительства моста не пострадают. В том числе, особо охраняемая природная территория регионального значения "Тамано-Запорожский заказник", созданный для охраны птиц и мест их обитания.
- Проведено комплексное экологическое зонирование этой территории. Трасса планируемого транспортного перехода пройдет в зоне интенсивного природопользования, и строительство здесь возможно при положительном заключении государственной экологической экспертной комиссии, - сказала Татьяна Душина.
Не стоит опасаться и за сохранность памятника истории и архитектуры - крепости "Керчь", расположенной на мысе Ак-Бурун.
Незначительный ущерб будет нанесен и водным биоресурсам: на объемы улова рыбы эти работы практически не повлияют.
- Суммарные потери рыбопродукции в Керченском проливе составят 1236,35 килограмма, - уточнила Татьяна Душина. Но, чтобы компенсировать этот ущерб, планируется выпустить 16 тысяч штук молоди русского осетра средней массы 1,5 килограмма.
Вообще же на восполнение потерь водных биоресурсов предусмотрено 216 тысяч рублей. Эти средства пойдут на искусственное воспроизводство рыбы в Азово-Черноморском бассейне.
Экологи изучили запланированные инженерные изыскания для строительства моста через Керченский пролив и одобрили этот проект. Инженерные изыскания планируется завершить до конца лета.
Виктор Тарасенко, президент Крымской академии наук, председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир":
- Мы внесли коррективы в техзадание, обратив особое внимание на необходимость сохранения окружающей среды и возмещения хоть и минимального, но ущерба, который может быть нанесен стройкой. Такой без преувеличения общероссийский проект, проект федерального уровня, должен стать эталонным с точки зрения заботы об экологии. Если мы сегодня на стадии инженерных изысканий учтем все нюансы, то приобретем полезный опыт и дальше пойдем в правильном направлении.
Справка "РГ"
19-километровый транспортный переход будет представлять собой комбинацию железобетонных и грунтонасыпных земляных сооружений. При этом будут использованы существующие искусственные и естественные дамбы на косе Тузла и Таманском полуострове. Их соединят параллельно расположенные в двух уровнях железнодорожный и автомобильный мост. Правительство РФ назначило единственным подрядчиком работ по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компанию "Стройгазмонтаж".