В Челябинске решили защитить детей от опасной школьной формы

Челябинские общественники вышли с необычной инициативой. Они требуют навести порядок на рынке школьной формы и обезопасить родителей от покупки некачественных, а иногда и небезопасных для здоровья детей предметов туалета. Для этого нужно создать единый реестр добросовестных производителей, заявили представители Народного фронта, Совета родителей и Союза женщин Челябинской области.

О проблеме возвращения в обиход школьной формы на Южном Урале спорят уже два года, с момента корректировки закона об образовании. Большинство родителей согласно, что форма нужна: это вопрос эстетики и воспитания. По словам директора челябинской школы № 147 Евгения Рожкова, где требования к единому внешнему виду учеников решением администрации ввели еще 12 лет назад, деловой стиль положительно повлиял на дисциплину и практически свел к нулю какие-либо "силовые единоборства" между мальчишками на переменах.

Однако в вопросах пошива формы родители и администрации школ, как правило, некомпетентны. Хотят, чтобы она была ноской, красивой и недорогой, однако плохо ориентируются на рынке и мало знакомы с требованиями, которые предъявляются сегодня к производителям детской одежды.

- Бывали случаи, когда родительские комитеты приобретали школьную форму из абсолютно неприемлемых искусственных, не пропускающих воздух тканей, - сетует председатель Совета родителей Челябинской области Елена Сыркина. - Ужасно, что дети испытывали дискомфорт от одежды, в которой они должны находиться большую часть дня.

Выбирать поставщика формы сегодня обязаны родители. Администрация школы вправе лишь частично задать параметры одежды по цветовой гамме или фасону - для единообразия. Но даже такие рекомендации могут быть истолкованы как нарушение закона.

- Статьей 10 закона "Об образовании в Челябинской области" утверждены только рамочные требования к школьной одежде, - поясняет заместитель министра образования и науки региона Елена Коузова. - Она должна отвечать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер. Запреты введены только на травмоопасную фурнитуру и символику неформальных организаций. Остальные ограничения диктуются лишь здравым смыслом и воспитательным процессом.

Требования к качеству, в свою очередь, утверждены Техническим регламентом Таможенного союза и санитарно-эпидемиологическими нормами РФ. Однако далеко не все производители сегодня им следуют.

- Недавно в одном из регионов провели анализ 176 образцов школьной формы, - сообщила представитель Союза женщин Челябинской области Галина Поздеева. - Оказалось, что 80 процентов (136 изделий. - Прим. ред.) не соответствуют требованиям безопасности. Иными словами, если ребенок станет постоянно носить такую одежду, у него, вероятно, возникнет не только дискомфорт из-за температуры, тактильных ощущений, но и аллергические реакции.

По мнению родителей, обезопасить школьников могло бы создание государственного реестра производителей формы. Однако надзорные ведомства не поддержали предложение общественников.

В региональном управлении Роспотребнадзора сообщили, что не смогут помочь в этом деле прежде всего потому, что проверить всех производителей детской одежды сегодня невозможно - надзорная деятельность регулируется законом, разрешающим внеплановые проверки предприятий только по жалобам потребителей.

- Другое дело, если сами производители пройдут сертификацию и подтвердят качество своей продукции, - сообщила начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков регионального Роспотребнадзора Елена Мурашова. - Тогда мы бы рекомендовали их как добросовестных поставщиков. Вопрос: кто и как этим будет заниматься?

По мнению антимонопольщиков, идея создания реестра по сути противозаконна, поскольку способна привести к ограничению конкуренции. Установить четкие требования к качеству и виду школьной формы можно было бы при ее закупке на муниципальных торгах. Однако пока эти функции возложены на родителей, надзорные ведомства не правомочны препятствовать тому или иному производителю реализовывать свою продукцию.

Фабриканты - за!

Представители швейных предприятий считают, что объединение добросовестных производителей - задача решаемая.

- Кто мешает нам делиться информацией о предприятиях, подтвердивших качество продукции? - говорит член региональной ассоциации производителей школьной формы Михаил Попов. - Мы готовы размещать ее на сайте нашей ассоциации и пополнять по мере поступления данных обо всех, кто выполнил требования сертификации. Сознательно идем на объединение с конкурентами для создания в области цивилизованного и прозрачного рынка.

По словам Попова, рынок школьной формы в одной только Челябинской области оценивается в 700 миллионов рублей в год. А это около 20 миллионов отчислений в казну региона при условии, если школьная форма пошита на его территории. На деле же неразбериха, связанная с отсутствием информации о местных предприятиях, приводит к тому, что рынок заполняет продукция артелей, работающих в Китае и южных республиках бывшего СНГ.

Комментарий

Владимир Бурматов, заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию:

- Введение школьной формы, несмотря на то что за него высказалось 77 процентов россиян, проходит далеко не гладко. В регионах зафиксировано множество перегибов, в которых разбиралась прокуратура. К примеру, директор одной из курганских школ ввел требования к толщине подошвы ботинок, прическам и макияжу учащихся. Доходит до абсурда: утром на входе у школьников линейкой измеряют ширину брюк и в случае нарушения правил детей не допускают к занятиям. Считаю, что к школьной форме должны предъявляться два основных требования: доступная цена (а потому не может быть и речи о каком-либо ограничении конкуренции) и соответствие санитарным нормам. Кроме того, всем участникам образовательного процесса следует действовать в рамках закона. Мы проводим собственный мониторинг и отслеживаем все конфликтные ситуации.

Между тем

На сайте Национального союза производителей школьной формы (soyuzforma.ru) уже опубликован реестр специализирующихся на ее пошиве российских предприятий. Там же разработана Хартия о неприменении материалов ненадлежащего качества, к которой пока присоединилась лишь половина внесенных в реестр южноуральских компаний.