Нарышкин: Россияне должны выбирать способ самоуправления

Одними трансфертами проблемы местного самоуправления не решить, считает спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Чтобы местная власть не только слушала, но и слышала людей, нужно дать населению возможность самим выбирать наиболее подходящий способ самоуправления, считает глава нижней палаты. Варианты, имеющиеся у граждан, обсудили в Госдуме.

На заседание Совета по местному самоуправлению при председателе ГД пригласили и самих представителей народа - в частности, старост. Наиболее эффективно это звено между властью и гражданами возрождают в Ленинградской области. Эти авторитетные граждане избираются на срок до пяти лет. Чтобы получить финансовую поддержку, они должны предоставить в региональное правительство обоснование необходимости трат.

В регионе уже 1,6 тысячи старост, рассказал глава комитета области по местному самоуправлению Михаил Лебединский. Он посоветовал и другим регионам перенять ленинградский опыт, ведь именно старосты лучше всех знают потребности граждан. "Это общественники, которые готовы работать не за страх, а за совесть, лидеры общественного мнения", - сказал Лебединский, добавив, что зачастую эти граждане даже не требуют вознаграждения. Ведь решение проблем населенного пункта для них лучшая награда. Поделились опытом и сами старосты. На средства госсубсидий им удается решать простые житейские вопросы - ремонта дорог, уличного освещения, сооружения колодцев, детских площадок и т.п.

Институт старост очень перспективен для России, оценили в Госдуме. Особенно это эффективно для малонаселенных местностей, отдаленных деревень, считает глава комитета по федеральному устройству Виктор Кидяев. Нужно законодательно определить статус старост, посоветовали в Минюсте, получившем от Минрегиона полномочия по самоуправлению. Сейчас, по словам замминистра Дмитрия Аристова, старосты в некоторых муниципальных образованиях фактически становятся рядовыми помощниками глав. "А ведь староста вовсе не продолжение власти, а дополнительная форма ее взаимодействия с гражданами, представитель сообщества", - отметил замминистра. Он представил несколько вариантов определения статуса старост в законодательстве.

В Институте государства и права РАН посоветовали внимательно посмотреть на опыт Франции - аналоги наших старост сначала проходят через выборы, а затем становятся представителями исполнительной власти. Есть и другие перспективные варианты для граждан участвовать в решении проблем своего населенного пункта. В Госдуме также обсудили такой институт как территориальное общественное самоуправление. По данным Минюста, их уже 21 тысяча в 4 тысячах муниципальных образований. Еще более распространен вариант публичных слушаний и собраний (65 тысяч и 80 тысяч, соответственно). Конечно, и здесь нужны реформы: в Минюсте предлагают обязать местные власти присутствовать на таких мероприятиях, организованных ими же, сказал Аристов.

Россияне в перспективе должны сами выбирать наиболее подходящий вариант самоуправления, высказал мнение Сергей Нарышкин. Ведь "укрепление единого правового поля", по его словам, вовсе не означает, что "надо внедрять одну-единственную структуру местной власти на всей территории нашей страны". По его словам, "крайне важно" для местной власти обсуждать волнующие вопросы с людьми и стараться оперативно их решать в рамках своих полномочий. Для этого надо дать больше возможностей. "Дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности - это одно из приоритетных направлений государственной политики", - заверил спикер Госдумы.