Какие европейские товары вернутся на российские прилавки

На российских прилавках уже появились малайзийская рыба, цитрусовые фрукты из Африки, чилийский и аргентинский сыры, а в ближайшее время ассортимент пополнят иранские охлажденная рыба и икра, а также форель из Омана.

Если же правительство и президент РФ примут решение о снятии продовольственного эмбарго, возможно, первыми на отечественный рынок смогут вернуться мясо, фрукты, овощи и "молочка" с предприятий Греции, Венгрии и Кипра.

Но пока Евросоюз продолжает действовать в обход - отправляет транзитом запрещенные продукты и потворствует странам, которые граничат с Белоруссией и РФ, в подделке документов. Как с этим бороться и какими продуктами нас могут порадовать некоторые поставщики, рассказал "РГ" глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

Венгрия еще до вступления в силу продовольственного эмбарго в августе 2014 года поставляла на российский рынок продукты с 90 предприятий. Сегодня требованиям Россельхознадзора соответствуют только 15 из них. "Будем чаще туда ездить - может, будет больше, - пояснил Сергей Данкверт. - Но мы не можем ездить только в одну Венгрию, когда у нас есть масса других стран".

Так, наши сотрудники посетили с проверками не только Кипр и Грецию, которые скоро могут порадовать нас клубникой и косточковыми фруктами (абрикосы, персики, нектарины и проч.), но и Германию, Францию, Данию и Голландию.

Пока из проверенных предприятий вернуться в РФ сможет лишь каждый 5-й поставщик из ЕС, так как почти никто из них не в состоянии выполнять требования Таможенного союза на 100%. "50, максимум - 60%", - подчеркнул Сергей Данкверт и добавил, что мы, конечно, привыкли к ударным дозам тех же пестицидов, которые используют европейцы, но всему есть предел.

Правда, бороться приходится не только с некачественными продуктами, но и с банальным обманом. ЕС везет в РФ санкционные товары фурами, и пока с этим трудно бороться, признает глава Россельхознадзора: "Из 34 тысяч машин, которые приехали с грузом из Белоруссии по реэкспортным сертификатам, то есть когда оформляют их в одной стране, а везут транзитом в третью, мы вернули 1,7 тысячи. Но что они делают с ними дальше, мы не знаем".

Большинство продукции растаможивается в Белоруссии. Допустим, номер сертификата - 1020 и он сделан так, что не отличишь от настоящего. Только "1020" на самом деле должен был поехать во Францию с томатами, а на деле приехал к нам с огурцами.

Бывали и курьезные случаи, когда по контракту на поставку бетонной смеси присылают фуру, груженную шпиком из Германии, что очень странно, потому что бетонная смесь стоит намного дешевле, чем мясо.

"Мы не можем понять, как все это происходит в таком цивилизованном месте, как ЕС, и почему таможенник, который отправляет груз и ставит печать на документе, допускает такое", - сетуют в Россельхознадзоре. Только в РФ за последние 10 месяцев задержали 44 таких контейнера. Еще в 270 машинах, которые шли из ЕС и проехали Белоруссию, нашли не европейское, а бразильское мясо.

Борьба с нелегальными продуктами - дело сложное, потому что российские фитосанитары и ветеринары пишут заявления в различные службы ЕС, но там их футболят, признает Сергей Данкверт: "Но мы терпеливые, и шаг за шагом все равно продвигаемся. Единственное, что мешает, - это законодательство, которое нужно упростить".

Дело в том, что Россельхознадзор передает нелегальное мясо в агентство по управлению имуществом, которое затем отправляет груз на завод по переработке. А по дороге все оказывается на рынке. Вот почему во всех цивилизованных странах, если нет сопроводительных документов, груз сразу уничтожается.

- Мы, конечно, привыкли к ударным дозам тех пестицидов, которые используют европейцы, но всему есть предел, - говорит Сергей Данкверт

Сегодня есть множество стран, с поставками из которых мы познакомились впервые, и пока с ними никаких проблем нет. Африканские страны делают ставку на цитрусовые фрукты, а сербские производители - на те товары, которые всегда пользуются стабильным спросом.

Южная Америка за последние 10 месяцев дала большие приросты той продукции, которой никогда не было: теперь в магазинах мы можем увидеть уругвайский и аргентинский сыр, чилийскую "молочку", в том числе масло. А Тунис и Марокко поставляют в Россию устрицы.

Работа с иранскими коллегами идет полным ходом: там прорабатывается вопрос импорта икры и охлажденной рыбы.

Чем дольше длятся те меры, которые против России сегодня использует Запад, тем быстрее мы замещаем импорт, напоминает Сергей Данкверт. За следующий год действия продовольственного эмбарго, после августа 2015-го, мы уже забудем о той продукции, которую нам поставляли.

К примеру, Иран входит в шестерку мировых производителей мяса птицы. Чем же их поставки хуже других? Просто Россия никогда не рассматривала его всерьез, потому что были сложившиеся отношения с ЕС, Южной Америкой, США и Канадой - продукция шла оттуда. Потом мы открыли для себя и Таиланд, где высокоинтегрированные предприятия по птицеводству и свиноводству. У нас в этом плане границ нет, отметил Сергей Данкверт.

"Мы вынуждены работать, и наши люди, когда ездят в эти страны, отрабатывают сразу две цели - по экспорту и по импорту. Нельзя работать так, как мы делали это раньше, - приезжать и спрашивать, как купить, но не продать. Теперь намечается некий баланс", - пояснил он.

Так, среди главных итогов последних лет - резкое сокращение ввоза мяса из-за рубежа. В 2013 году мы закупали 2,35 млн тонн, а теперь - 1,64 млн тонн. Россия расширяет и географию импорта, в том числе благодаря Белоруссии, которая увеличивает молочное производство.