Новости

29.05.2015 22:40
Рубрика: Культура

Сын за отца и деда отвечает

Открылась экспозиция "Трое Германов: фильмы о войне"
Камерный проект в зале "Перец" задуман как предисловие к большой выставке, посвященной памяти Алексея Германа-старшего, которая пройдет в галерее в следующем году.

А пока посетителей зовут посмотреть и обсудить фильм "Проверка на дорогах" (выбор фильма продиктован 70-летним юбилеем Победы и юбилеем выхода ленты на экран), увидеть ранее не показанные широкой публике материалы - письмо в защиту творчества Алексея Германа-старшего, монтажные листы картины, редкие фотографии.

Куратор выставки, историк кино Вячеслав Шмыров также предлагает задуматься над таким явлением, как семья творцов, в которой одно поколение обязательно влияет на другое: "Феномен Алексея Германа-старшего, ставшего для советского кинематографа второй половины XX века не менее знаковой фигурой, чем Андрей Тарковский (при этом, удивительно, но киноклассики никогда не были лично знакомы) не только в уникальном киноязыке, но и в особой "родственной" связи отца и сына - писателя Юрия Павловича Германа и кинорежиссера Алексея Юрьевича Германа".

Как только на экраны вышел фильм "Проверка на дорогах", снятый по повести Юрия Германа "Операция "С новым годом!", критики заговорили об особом реализме Германа - его невероятном ощущении целостности реальности. Новорожденному стилю Германа посвящали большие статьи в "толстых" журналах. Здесь в отдельной витрине представлены: журнал "Искусство" за 1987 год со статьей И.Шиловой "Предупреждение из прошлого и из будущего", сборник статей по киноискусству "Экран" за 1988 год и совсем "свежее" издание 2012 года - книга "Художественное пространство в отечественных игровых фильмах XX века", где также уделено внимание творчеству Германа-старшего. Рядом - вырезки из газет с рецензиями на "Проверку на дорогах", вышедших по всей стране - от Биробиджана, Алтая до Сахалина. Фильм хвалили и ругали одновременно.

Рядом с периодикой на двух экранах транслируются фотоматериалы. На одном - череда фотографий со съемок "Проверки на дорогах", фотографии Юрия Германа, Алексея Германа-старшего. На другом - кадры из лучших фильмов Германа.

На два экспоната на выставке стоит обратить внимание особо - широкой публике они ни разу не были представлены. Это резолюция 1976 года о внесении исправлений в картину "Двадцать дней без войны" из архива вдовы режиссера Светланы Кармалиты. Директор киностудии "Ленфильм" Борис Блинов в письме к заместителю председателя Госкино СССР Борису Павленко указывает: исходя из замечаний, высказанных на худсовете, совместно с режиссером фильма принято решение изменить некоторые сцены. Все замечания подробно описаны: изменения касались даже расположения финального титра и звучания реплик второго плана.

Другой документ - письмо 1972 года, написанное Героем Советского союза, генерал-майором в отставке Александром Сабуровым и адресованное художественному совету киностудии "Ленфильм", также из личного архива Светланы Игоревны. Известный советский военачальник встал на защиту ленты. Сабуров подчеркивает, что Герману удалось максимально достоверно показать партизанское движение в годы войны, не очерняя и не приукрашивая. Хотя, по его словам, "в искусстве кино и театре наметилась некая двоякая тенденция: с одной стороны - замалчивать партизанское движение, а с другой - если уж показывать, то только с победной стороны". Сабуров отмечает: "Режиссер А.Герман не обманул мои надежды. Я увидел серьезную картину о первых труднейших днях становления партизанского движения. Поверьте мне, как бывшему командиру партизанского соединения, что мы не сразу стали теми, кем нас узнали по сводкам Совинформбюро".

В рамках выставки запланирована большая программа встреч. Два раза в день и три раза по пятницам в зале будут транслировать фильм "Проверка на дорогах". А минимум раз в неделю весь июнь в галерею на Солянке будут приходить люди, работавшие с Алексеем Германом-старшим, запланирована встреча со Светланой Кармалитой и Алексеем Германом-младшим. Обсуждать будут не только творчество трех Германов, но и наболевшую особенно в последнее десятилетие тему - как правильно снимать фильмы о войне: нужно ли идеализировать военное прошлое и замалчивать некоторые нелицеприятные факты, или рассказывать о нем максимально правдиво.

Между тем

5 июня в новом корпусе Московского музея современного искусства, что на Гоголевском бульваре, откроется выставка "Сейчас 2017" по мотивам фильма "Под электрическими облаками" Алексея Германа-младшего. Эта выставка - арт-эксперимент, нацеленный продемонстрировать, что процесс создания искусства идет дальше, чем просто процесс показа искусства. На выставке будут представлены объекты, фото, видео и скульптуры, которые были задействованы в картине.

Большинство реквизитов в фильме - арт-объекты, специально созданные художниками и скульпторами для фильма. Масштабная инсталляция летающего человека под названием "Диалог" уже была показана в рамках акции "Ночь Музеев" 16 мая. На выставке будет представлена металлическая ажурная 280-килограмовая лошадь, которая была создана скульптором Антониной Фаихуллиной в ее фирменной "прозрачной" трехмерной технике, а также фотодокументация процесса установки 5-метровой скульптуры Ленина, неоднократно встречающейся в фильме, которая устанавливалась в Финском заливе промышленными водолазами.

"Сейчас 2017" - это попытка кураторов Антонио Джеузы и Елены Окопной вынести изобразительную концепцию фильма "Под электрическими облаками" за рамки экрана, продлив, таким образом, диалог со своим зрителями в музейном пространстве в формате выставки.

Напомним, что действие фильма происходит в 2017 году. Мир находится в ожидании большой войны. Герои фильма живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют "лишними людьми". Это история об их жизни, преодолениях и борьбе. Это также история одного не достроенного здания, вокруг которого оказались разбросаны их судьбы.

Фильм "Под электрическими облаками" стал обладателем "Серебряного медведя" Берлинского международного кинофестиваля 2015 за выдающийся вклад в киноискусство.

В кинотеатрах картину можно будет увидеть уже с 4 июня.