29.05.2015 11:10
    Поделиться

    Российские школьники услышат "рабов Третьего рейха"

    Учителям истории из разных регионов России представят уникальный онлайн-архив воспоминаний о труде остарбайтеров в гитлеровской Германии. База позволяет услышать из первых уст о том, как жили советские узники фашистских концлагерей, как евреи из Европы работали на немецкую "оборонку" и кем стали бывшие жертвы после Победы.

    - Мы заключили соглашение с фондом "Воспоминание, ответственность и будущее" (ФРГ) и Свободным университетом в Берлине, чтобы вместе помогать российским педагогам в использовании этого ресурса. На сайте "Принудительный труд 1939-1945" размещены интервью почти 600 бывших невольников "третьего рейха", в том числе на русском языке. И мы через Ассоциацию учителей истории будем делать все, чтобы к материалу прибегали в школах и вузах, - сообщил "РГ" замдиректора института всеобщей истории РАН Виктор Ищенко на международной конференции в Воронеже. - В последнее время коллективные воспоминания о Второй мировой у нас связаны главным образом с Победой. Безусловно, это важно. Но нельзя допустить, чтобы в сознании людей "праздник со слезами на глазах" превратился в безудержное восхваление своего народа. Война ведь к победе не сводится. Нужно осмысливать и ужасы, и ошибки.

    База доступна по адресу: www.prinuditelnyj-trud-archiv.org. Интервью на 25 языках собрала международная команда специалистов под эгидой Хагенского заочного университета. Россию представлял воронежский центр устной истории, которому скоро исполнится 15 лет. Рассказы бывших "восточных рабочих" и узников концлагерей записали почти во всех европейских странах, а также Великобритании, США и ЮАР. На сайте есть аудио- и видеоверсии их воспоминаний, а также текстовые расшифровки и биографические справки о респондентах. Сведения можно фильтровать по ряду критериев или ключевым словам, а результаты поиска и фрагменты интервью сохранять в рабочей папке.

    - Сам архив существует с 2009 года на английском и немецком языках, теперь мы запустили русскую версию и постепенно расширяем ее возможности, - рассказала руководитель центра устной истории в Воронеже Наталья Тимофеева. - Несмотря на отсутствие какой-либо рекламы, к нам уже обратилось за регистрацией довольно много россиян. Причем если с немецкой стороны к онлайн-базе прибегают в основном ученые и студенты, то в нашей стране (в связи с 70-летием Победы) - простые люди, которые надеются найти сведения о своих родственниках. Шансы малы, но - попытка не пытка. Доступ открываем всем, кто проявляет адекватность и готов соблюдать правила работы с личными данными. Дело в том, что в Германии были случаи, когда нацисты оскорбляли респондентов.

    Интервью, пусть и взятое профессиональным историком, остается субъективным источником знаний. Чтобы использовать их в образовании, нужно уметь распознавать "следы" пропаганды и естественные для человека искажения памяти. Поэтому российских педагогов ждут презентации и семинары по работе с устноисторическими источниками.

    Профессор Эльке Шерстяной из Института современной истории (Берлин-Мюнхен) подчеркнула, что включать личные воспоминания свидетелей войны в школьную практику (речь о факультативах и индивидуальной работе) следует осторожно:

    - В Германии до ее воссоединения изучение войны было очень тесно связано с исторической памятью. Но существовали жесткие рамки интерпретации того, что говорили свидетели. Я знаю немало случаев, когда подобная работа со школьниками была удачной. Но порой от пресыщенности материалом у детей возникало отторжение. И этот опыт надо учитывать сегодня, когда накоплен огромный свод данных о жертвах войны и их воспоминаниях.

    Прямая речь

    Виктор Ищенко, замдиректора Института всеобщей истории РАН:

    - В этом году мы говорим о Второй мировой войне гораздо больше, чем обычно. Воспоминания о ней стали объектом исследования не так давно. Причем изучаются не столько события, сколько их отражение в сознании наших современников. К сожалению, память о войне часто превращается в инструмент политиков. Тем важнее научно разобрать особенности формирования исторической памяти в разных странах, чтобы память о войне не превращалась в войну памяти. Институт всеобщей истории недавно представил пособие для учителей истории, выпущенное усилиями российских и немецких ученых, - "Россия и Германия: вехи совместной истории в коллективной памяти". Именно такая работа историков над учебной литературой дает разным народам шанс понять друг друга. Дает шанс вырастить поколение, которое не будет смотреть на людей по ту сторону границы через амбразуру. Аналогичную книгу мы выпустили с украинскими коллегами, готовим издания с учеными из Австрии и Польши, на очереди - французы.

    Справка "РГ"

    На принудительных работах на территории национал-социалистической Германии побывало в общей сложности 20 миллионов человек. Они были заняты во всех отраслях экономики - на госпредприятиях и в ведущих промышленных концернах, в частных хозяйствах и службах при церкви. К концу Второй мировой войны каждый четвертый из трудившихся в Германии людей был иностранцем. Те, кто выжил, долгое время не признавались жертвами, носили клеймо "пособников рейха" или вынужденно скрывали свое прошлое.

    Поделиться