Как отмечали участники конференции, сегодня более 70 процентов сувениров, предлагаемых туристам в России, произведены в Китае. Это дешевая стилизация российских брендов. Отечественные мастера, конечно, предлагают свою продукцию, но пока не могут доминировать на рынке. Причины такого явления и изучали собравшиеся специалисты.
Если представители мастеров говорили о прикладном искусстве и эксклюзивных изделиях ручной работы, то их оппоненты от турбизнеса - о недостатке в "однодолларовых" сувенирах, которые покупают на память о месте или событии. "Из полусотни туристов в автобусе сувенир за три тысячи рублей купит, может, один человек", - делились опытом туроператоры. А директор японского центра в Москве Хамано Митихиро пошутил, что в России ложку расписывают со всех сторон из-за боязни пустого пространства. По его мнению, хороши сувениры, которыми можно пользоваться.
Конференция стала площадкой, где встретились организаторы туристической отрасли и производители сувенирной продукции. Такая встреча назрела давно, и состоявшаяся дискуссия оказалась весьма продуктивной. По словам одного из организаторов конференции, ректора АНО ВПО "Владимирский институт бизнеса", вице-президента ассоциации событийного туризма Игоря Каверзина, пока чиновники со скепсисом относятся к развитию этого рынка. Между тем, например, в Италии продажа сувениров составляет более 60 процентов выручки от туризма.
Стартовавший фестиваль-конкурс туристского сувенира, по мнению его организаторов, станет своего рода коммуникационной площадкой. В конкурсе 20 номинаций, причем критерии оценки выработаны туроператорами. Но и представителей индустрии производства сувенирной продукции слова не лишают. "Для формирования рынка нужен диалог ремесленника с туроператорами, чтобы оперативно выявлять, что пользуется спросом у массового туриста, - уверен президент национальной ассоциации событийного туризма Геннадий Шаталов. - С появлением возможности встречаться в деловом формате мастеров и туроператоров, рынок сувенирной продукции вступает в новую фазу развития".