Старинная усадьба Салтыковых-Чертковых - пожалуй, трудно найти в столице более подходящее место для того, чтоб напомнить нам о Кэрролле и его чудесной героине. Тем более, что знатоки уверены: есть основания полагать, что в 1867 году, посетив Москву, английский математик, писатель, диакон Чарлз Латуидж Доджсон побывал в крупнейшей в те годы в России частной библиотеке, располагавшейся в этом классическом особняке. И вот, совсем неспроста, спустя полтора столетия именно здесь открылась выставка, посвященная 150-летию "Алисы в Стране чудес".
Впрочем, тут опять каламбуры: выставка посвящена даже не столько самой Алисе, сколько тем, кто хотел бы оказаться на ее месте, в ее обстоятельствах. Кто хотел бы понять, как эти обстоятельства вылились в сочиненную Кэрроллом книгу. Это выставка-иллюзион, выставка-хэппенинг, игровая площадка для детей и взрослых, каждый из которых будто превращается в Алису, пока ходит по залам особняка.
Взять, например, калейдоскоп. Он столь огромный, что крутишь его двумя руками (ты еще не уменьшился, как Алиса, но ощущения схожи), и в него можно заглянуть, как в окошко, за которым перекатываются стеклышки. Может, такие как раз калейдоскопы, входившие в моду во времена Кэрролла, и навеяли ему мысли насчет иной, параллельной реальности?
Входим в резные, XIX века, двери - тут книги на полках, под ногами аристократической лошадки-качалки, на "чердаке" широченной двухэтажной кровати, на сетке под ней. И никаких библиотечных строгостей - бери любую книгу, падай в гамак под ней, залезай на самую верхотуру и читай, как читала Алиса, валяясь на зеленой английской лужайке.
А то крутани пару раз ручку настоящего граммофона, поставь на него тяжеленную пластинку из коллекции Михаила Кузнецова - и слушай английские романсы.
- Когда выпадает счастье устроить выставку в таком ошеломляющем своей красотой месте, как усадьба Салтыковых-Чертковых, то главная задача - добиться максимального соответствия твоих идей окружающему пространству, - объясняет куратор выставки Марина Малютина.
Идею представить автора сказки, великого мастера иллюзий Кэрролла пришла дизайнерам выставки в готической гостиной особняка Чертковых. В стрельчатых окнах залы сейчас - яркие витражи Джеффри Вебба из часовни Дарсбери графства Чешир, родины автора "Алисы". А если заглянуть в окна стоящего тут маленького домика - можно сразу почувствовать себя так, словно пригубил волшебного эликсира и внезапно стал расти надо всем: за окнами особняка - бегущие вдаль цветочные поля. В системе зеркал, расположенных в домике, не сразу и разберешься. И это тоже - опыт Алисы, который могут испытать на себе взрослые посетители выставки.
Для детей на выставке - отдельное креативное пространство, тут они могут пожить в домике Шалтая-Болтая, выстроить собственные дома и замки, поиграть в самую длинную железную дорогу, посмотреть мультики в детском кинотеатре, пораскрашивать кусты белых роз, поиграть в крокет (фламинго тут, увы, только нарисованные, но кролики вполне себе живые) и в старинные английские шаффлборд и корн-холл. Взрослые в это время сидят в волшебном кафе за чашечкой кофе с настоящим английским кап-кейком, листая выбранную в здешнем букмаркете книгу - или разглядывая резные деревянные стены ретро-фотоателье в мавританской комнате, где торжественно восседает на грибе синяя гусеница...
В особняке Чертковых недавно закончилась реставрация. Красота просто сказочная. Белая шахматная королева из "Путешествия по Зазеркалью", при всей своей вредности, наверное, не погнушалась бы пройти, опершись на изогнутые перила, по великолепной мраморной лестнице, спроектированной Федором Шехтелем (напротив нее зеркало, в котором каким-то чудом отражается улыбка Чеширского кота - авторы выставки раскрыли нам не все свои секреты).
А вот и главный, "Тронный", зал выставки: между золочеными креслами для Их Красных и Белых Величеств - легендарный беломраморный камин работы Врубеля, с сатирами и нимфами, скрывающимися в ветвях деревьев. Тут играет арфа, гостей встречают в ярких костюмах августейшие хозяева зала, которые легко уступят детям свои троны, дадут поцеловать руку, подведут к стоящему тут же "скелету" Бармаглота: оказывается, это был обычный динозавр!