На днях Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НП "Независимые отечественные нефтетрейдеры" представили промежуточные результаты совместного исследования качества реализуемого топлива на российских АЗС. Как оказалось, наибольший объем контрафактного топлива зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах, а в столице и области доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего количества реализуемого топлива, дизеля - 30%. Об этом рассказал зампред Комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич.
Наиболее часто, говоря о некачественном топливе, подразумевают приобретение более низкооктанового бензина, чем заявлено, залив в бак Евро-3 вместо, к примеру, топлива Евро-5, выпускаемого в оборот в соответствии с требованиями технического регламента, принятого правительством более пяти лет назад, а также продажу под видом дизеля судового маловязкого топлива (СМТ).
- Конечно, любой обман автовладельца, оплачивающего не тот продукт, который по факту заливается в бак - преступление, - заметил "РГБ" Юрий Станкевич. - И здесь не может быть иной правовой оценки. С этим нужно решительно бороться. Независимые сети АЗС, дорожащие своей репутацией, страдают от недобросовестной работы своих коллег по цеху не меньше, а то и больше ВИНК, ведь для потребителя все независимые на одно лицо, а при сегодняшнем фискальном режиме качественное топливо в принципе не способно выдержать ценовую конкуренцию с тем же СМТ. Однако продажа СМТ под видом дизеля является всего лишь следствием гораздо более значимой проблемы, суть которой в порочности ряда условий функционирования топливного рынка.
Махинации с контрафактом получили такое широкое распространение не только по причине изначально деструктивного подхода к работе независимых участников рынка. Многие компании идут на такую "оптимизацию" совсем не от хорошей жизни. Основной причиной происходящего является желание производителей контрафакта (преимущественно мини-НПЗ) уклониться от уплаты акциза и, соответственно, сформировать более конкурентную цену на свою продукцию.
Проблема носит массовый характер. Исследование показало, что долю совокупного объема реализации некачественного топлива на рынке своего региона участники опроса в среднем оценили на уровне 25%, при этом максимальное значение оценки составило 60%, а минимальное - 5%.
Основными мелкооптовыми поставщиками некачественного топлива на рынок являются независимые нефтебазы, занимающиеся блендингом - 33%, мини-НПЗ, расположенные в регионе, - 19%, трейдеры, доставляющие некачественное топливо из других регионов, - 85% и ВИНК - 7%. Основными источниками некачественного топлива в рознице респонденты считают одиночные независимые АЗС, включая небольшие сети до пяти АЗС - 70%.
Кроме того, анализ мелкооптовых цен в регионах показал, что качественное топливо при всем желании принципиально не может конкурировать с некачественным по цене. Отсюда и обилие нефтепродуктов низкого качества на региональных рынках. Ущерб по стране измеряется миллиардами рублей. Это не только расходы на ремонт неисправных машин, возмещение вреда здоровью в результате ДТП по причине непредвиденных поломок автомобилей в пути, но и не уплаченный в региональные бюджеты акциз (в 2014 году более 40 млрд руб.). Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша назвал одной из причин реализации фальсификата отсутствие акциза на СМТ:
- Некоторые независимые АЗС под видом дизеля продают СМТ, которое не облагается акцизом. Разница между товарным продуктом, который в соответствии с техрегламентом называется дизельным топливом, и СМТ - 3-4 тыс. руб. на тонну. Это потери для бюджетов всех уровней. С 2011 по 2014 год производство СМТ выросло на 9 млн тонн. Можно сделать выводы, что почти все 9 млн тонн пошли на внутренний рынок. Нефтяники утверждают, что эта цифра достигает 10 млн тонн. Выход из нынешней ситуации один: надо это топливо дополнительно обложить акцизом. Как в свое время обложили акцизом печное топливо, и оно практически пропало из продажи. Ранее прямогонное топливо также подверглось обложению акцизом, и подобные фракции, полученные в результате первичной переработки, пропали из оборота, из топлива, из которого делают фальсификат. Не факт, что планируемые действия решат проблемы. Вместо СМТ будет какое-нибудь другое топливо, недавно появилось моторное маловязкое, которое тоже контрафакт. Решать вопросы придется по мере их возникновения.